В 2007 году было принято решение о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Перед Российской Федерацией встала задача подготовки к проведению Игр в соответствии с высочайшим уровнем ожиданий и запросов, предъявляемых к олимпийской столице.
При этом большинство российских городов, включая крупные агломерации, испытывает ограничения в своем социально-экономическом развитии, связанные с тем, что имеющаяся городская инфраструктура (транспортная, энергетическая, жилищно-коммунальная, социальная, туристическая, информационная и другая) не отвечает требованиям нового времени и не всегда позволяет обеспечивать достойное качество жизни населения, а также высокий уровень приема гостей города.
За всю современную историю Игр ни одна олимпийская столица не имела столь слабых стартовых позиций с точки зрения инфраструктуры, человеческого капитала, управленческого потенциала, какие существовали в момент запуска проекта по подготовке к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года у города Сочи.
Рамки требований и ожиданий Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета, предъявляемых к городам, принимающим Игры, гарантии и обязательства Российской Федерации задают для России новые стандарты урбанизма, где городская инфраструктура комплексно оценивается с точки зрения комфортности проживания и пребывания в ней гостей города.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 991 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - федеральная программа), которая предусматривает комплексный подход к решению вопросов развития курорта с учетом предстоящего проведения в 2014 году XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр (далее - Зимние Игры), а также необходимости приведения в соответствие с международными требованиями транспортной и инженерной инфраструктуры, энергетики, туристской инфраструктуры курорта.
Мероприятия федеральной программы носят межотраслевой характер. Ответственными исполнителями отдельных мероприятий по строительству олимпийских объектов являются администрация Краснодарского края и органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи. Предполагается привлечение средств бюджета муниципального образования город-курорт Сочи.
Реализация мероприятий, направленных на модернизацию социальной и инженерной инфраструктуры, позволит улучшить эстетический вид улиц, внутриквартальных и внутридворовых территорий города Сочи. В результате проведения капитального ремонта объектов краевой и муниципальной собственности значительно улучшится материально-техническая база отраслей здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. В результате реализации мероприятий, связанных с транспортной инфраструктурой, увеличится протяженность автомобильных дорог, в том числе реконструированных и отремонтированных.
В целях реализации вышеуказанных мероприятий администрацией Краснодарского края была разработана и утверждена Законом Краснодарского края от 13 марта 2008 года N 1405-КЗ краевая целевая программа "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" со сроком реализации 2008 - 2013 годы.
В связи с признанием утратившим силу вышеуказанного Закона разработано постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2009 года N 723 "Об утверждении краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта".
Согласно протоколу совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 23 июля 2010 года N ДК-П9-99пр администрации Краснодарского края поручено скорректировать Программу, в том числе состав программных мероприятий, учитывая при этом новые условия софинансирования реализации Программы с 1 января 2011 года. Это обусловило выделение в сроке реализации Программы двух этапов: 1-й этап - с 2009 года по 2010 год; 2-й этап - с 2011 года по 2013 год с формированием по каждому этапу самостоятельной отчетной информации об итогах реализации Программы и оценки эффективности ее реализации, а также формированием новой редакции Программы, мероприятия которой предусмотрены к реализации в ходе 2-го этапа. По окончании 1-го этапа, по состоянию на 1 января 2011 года, проводится инвентаризация результатов реализации мероприятий 1-го этапа Программы в 2009 - 2010 годах в пообъектной разбивке (в том числе с точки зрения исполнения мероприятий, достижения установленных целевых показателей, освоения средств и образования неиспользованных остатков бюджетных средств всех уровней). В 2014 - 2016 годах в рамках 3-го этапа Программы предусматривается реализация мероприятия в целях развития города Сочи как горноклиматического курорта и выполнения Программы постолимпийского использования олимпийских объектов.
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.10.2014 N 1184)
Общий объем финансирования Программы в 2008 <*> - 2016 годах составляет 122229695,8 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - в сумме 86709759,7 тыс. рублей, краевого бюджета - 33981016,2 тыс. рублей и местного бюджета - 1538919,9 тыс. рублей, и направлен на реализацию 182 мероприятий.
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.05.2012 N 585, от 09.06.2012 N 632, от 21.11.2012 N 1353, от 28.03.2013 N 296, от 25.07.2013 N 809, от 05.08.2013 N 850, от 27.08.2013 N 927, от 14.10.2013 N 1194, от 06.12.2013 N 1420, от 09.12.2013 N 1421, от 26.12.2013 N 1545, от 30.10.2014 N 1184)
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, в целях решения инфраструктурной проблемы как основополагающего элемента для реализации инвестиционных проектов развития курорта и строительства олимпийских объектов.
Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы - цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть основные аспекты развития города Сочи и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий Программы;
распределение полномочий и ответственности - в рамках Программы проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий.