В настоящее время фактическое состояние систем наружного освещения улиц, зон отдыха, проезжей части дорог, тротуаров и других мест массового пребывания населения значительной части населенных пунктов Краснодарского края не отвечает современным требованиям. Физическое и моральное старение установленного оборудования значительно опережает темпы его реконструкции и модернизации.
Оценка состояния распределительных сетей наружного освещения Краснодарского края показывает, что средний износ кабельных линий составляет более 65 процентов, а воздушных линий - 56 процентов.
Немедленной замене подлежит около 320 км воздушной сети с износом более 80 процентов и более 370 км кабельных сетей с износом более 90 процентов.
Общее количество опор наружного освещения в Краснодарском крае составляет 94 тысяч штук, при этом износ более 70 процентов имеют 58 тысяч опор.
Более 62 процентов из общего количества установленных опор наружного освещения имеют сверхнормативный срок службы. Более 29 процентов общего количества опор, имеющих износ свыше 80 процентов, подлежит немедленной замене.
Количество светильников наружного освещения со сверхнормативным сроком службы составляет более 70 процентов от их общего числа.
Лампы накаливания и ртутные лампы (преимущественно мощностью 250 Вт) составляют 30 процентов общего парка источников света. При этом светоотдача ртутных ламп не соответствует требованиям СНиП 23-5-95 "Естественное и искусственное освещение" из-за коррозии или отсутствия оптического отсека.
Более 24 процентов светильников имеют износ от 60 до 70 процентов и также подлежат замене.
Лишь 40 процентов пунктов питания систем наружного освещения имеют автоматическое управление.
В настоящее время планирование и финансирование потребления электрической энергии на нужды наружного освещения осуществляется исходя из финансовых возможностей местных бюджетов, а не реальных потребностей. По этой причине наружное освещение либо отключается задолго до полуночи, либо работает частично, а ремонт осветительных приборов производится не в полном объеме. Повышенная аварийность вынуждает содержать большое количество спецтехники и ремонтных бригад, что приводит к дополнительным затратам местных бюджетов на содержание систем наружного освещения.
В Краснодарском крае используется более трех тысяч осветительных приборов, предназначенных для декоративного и архитектурного освещения. При этом около 27 процентов светильников подлежит замене ввиду физического износа или неисправности. Многие установленные светильники не эксплуатируются или пострадали от вандализма. В связи с этим можно говорить об отсутствии в отдельных населенных пунктах архитектурного освещения.
Очевидна необходимость привлечения дизайнеров, которые смогут применить новые эстетические решения в сочетании с самыми высокими техническими требованиями по фотометрическим параметрам, защите окружающей среды и другим показателям. Такой подход касается не только декоративных, садово-парковых, но и функциональных светильников.
Учитывая, что функционирование наружного освещения имеет важное социальное значение, необходимо проведение в возможно короткие сроки комплекса мероприятий, обеспечивающих надлежащий уровень надежности, энергоэффективности и направленных на его восстановление и дальнейшее развитие.
Многие улицы, в том числе и центральные, места отдыха и массового пребывания населения, особенно в сельских населенных пунктах, а также объекты образования и здравоохранения имеют недостаточное наружное освещение или полностью не освещаются в ночное время.
Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование систем наружного освещения населенных пунктов, которое производится по остаточному принципу исходя из возможностей местных бюджетов.
С 2008 года реализуются мероприятия краевой целевой программы "Развитие и реконструкция (ремонт) систем наружного освещения населенных пунктов Краснодарского края" на 2008 - 2010 годы, утвержденная Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1467-КЗ.
При этом в 2008 году в рамках реализации мероприятий указанной программы построено, реконструировано и отремонтировано около 864,8 км линий уличного освещения. Это указывает на достаточно высокие темпы развития уличного освещения как составляющей отрасли благоустройства населенных пунктов.
В 2009 году финансирование мероприятий указанной программы не проводилось.
В 2010 году в рамках реализации данной программы построено, реконструировано и отремонтировано 744,7 км наружного освещения, также установлено и заменено более 1000 опор и 5000 осветительных приборов и тем самым улучшено наружное освещение в 268 муниципальных образованиях края.
Суммарный экономический эффект от снижения затрат на электроэнергию, утилизацию ламп, эксплуатационных затрат, приходящихся на одну светоточку, и экономии на дополнительном снижении расхода электроэнергии в результате использования автоматизированных систем управления составил более 172 миллионов рублей в год, что превышает первоначальный установленный показатель.
Необходимость разработки долгосрочной краевой целевой программы "Развитие систем наружного освещения населенных пунктов Краснодарского края на 2012 - 2014 годы" также обусловлена регламентными положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Программа направлена на решение одной из приоритетных задач в рамках повышения качества жизни населения и благоустройства населенных пунктов Краснодарского края.
Реализация программных мероприятий позволит в конечном итоге решить первоочередную задачу по организации освещения центральных улиц и дорог, тротуаров, пешеходных зон, а также мест массового отдыха и пребывания жителей в городах и поселениях.