Проводимая в крае широкомасштабная модернизация всех сфер деятельности ставит задачи по совершенствованию стратегической политики в сфере культуры, направленной на повышение качества обслуживания населения и расширение ассортимента предоставляемых социально-культурных услуг.
В этой связи в разряд первоочередных выдвинуты задачи подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров культуры, их социальной поддержки, в чем имеется ряд серьезных проблем.
Так, образовательный уровень специалистов клубных учреждений по краю составляет 75,5%, что значительно ниже, чем работников библиотек, музеев, образовательных учреждений. В 22 муниципальных образованиях края показатель качественного состава творческого персонала культурно-досуговых учреждений ниже среднекраевого значения. В ряде муниципальных образований (Павловский район, Туапсинский район, Калининский район, Апшеронский район, Белоглинский район, Брюховецкий район, Новокубанский район, Мостовский район) показатель образовательного уровня специалистов клубных учреждений на 20 - 30% ниже среднекраевого значения.
Среди библиотечных работников заметно увеличилось число лиц, имеющих непрофильное образование. Доля работающих в библиотеках с общим средним образованием составляет почти 25% от всего персонала. Высока текучесть библиотечных кадров. В ряде муниципальных образований возрастной порог 33% библиотечных работников превысил пенсионный возраст, почти 40% руководителей центральных и межпоселенческих библиотек достигли пенсионного возраста.
Подобное положение отмечается также в культурно-досуговых учреждениях. В муниципальных образованиях город-курорт Сочи, город Краснодар, Апшеронский район, Белореченский район за последние 3 года не трудоустроен ни один дипломированный специалист - выпускник высшего учебного заведения.
В то же время только в культурно-досуговых учреждениях края постоянно имеется около 600 вакансий; в муниципальных библиотеках - более 100 вакансий; в учреждениях дополнительного образования детей - более 200 вакансий.
Не менее остро обстоят дела с кадрами в системе непрерывного профессионального образования. Усиливается дефицит педагогов в учреждениях дополнительного образования детей по специальностям духовых, народных инструментов, музыкально-теоретических, художественно-изобразительных дисциплин. По статистическим данным последних лет, детским музыкальным, художественным школам и школам искусств требуются 386 преподавателей.
Квалифицированные преподаватели эстрадно-джазовых инструментов, академического рисунка и живописи, режиссуры, фотовидеотворчества и народного художественного творчества, экономики и менеджмента остро необходимы средним специальным учебным заведениям культуры и искусства. Педагогический состав образовательных учреждений среднего профессионального образования пополняется в основном за счет совместителей. За последние 2 года приток молодых специалистов в средние специальные образовательные учреждения культуры и искусства края составил 65 человек. В педагогических коллективах образовательных учреждений отрасли преобладает преимущественно женский состав. Аналогичная ситуация складывается в студенческой среде, где число девушек составляет 71% от общего контингента.
Образовательный ценз педагогических работников также недостаточен. Несмотря на наличие высшего образования у 53% от общего числа педагогов, в ряде муниципальных образований этот показатель в полтора - два раза ниже среднекраевого: Отрадненский район - 27,6%, Абинский район - 30,1%, Усть-Лабинский район - 32,3%, Кореновский район - 32,6%, Тимашевский район - 38,1%, Темрюкский район - 39,5%, Славянский район - 39,8%. В 25 школах искусств отсутствуют преподаватели с высшей категорией, у части педагогических работников средних специальных учебных заведений культуры и искусства отсутствует высшее профессиональное образование.
Заметным образом усиливается тенденция сокращения контингента обучающихся в средних специальных образовательных учреждениях культуры и искусства: в 2006 - 2007 учебном году в них обучалось 1927 студентов, в 2007 - 2008 учебном году - 1851, в 2008 - 2009 учебном году - 1780 студентов.
Отсутствие конкурсной ситуации при приеме абитуриентов, особенно по академическим музыкальным специальностям, вынуждает учебные заведения принимать на обучение слабо подготовленный, иногда не имеющий начальной подготовки на уровне детской музыкальной школы контингент, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов.
Потеря интереса к получаемому образованию вызвана низкой платежеспособностью родителей, отсутствием возможности в приобретении дорогостоящего музыкального инструмента, низким социальным статусом работника сферы культуры и искусства в силу существующего уровня оплаты труда и ограниченного набора социальных льгот.
Дальнейшее отсутствие единого системного подхода к решению вопросов кадрового обеспечения сферы культуры неизбежно приведет к следующим последствиям:
невозможности совершенствования системы непрерывного профессионального образования работников учреждений культуры;
уменьшению количества работников культуры края, ежегодно проходящих обучение на курсах повышения квалификации;
снижению эффективности государственного и муниципального управления в отрасли культуры из-за нехватки подготовленных специалистов;
трудностям с формированием необходимого кадрового резерва руководителей органов и учреждений культуры на краевом и муниципальном уровнях.
Решение вышеуказанных проблем возможно только программными методами на основе конкурсного отбора перспективных и общественно значимых проектов, концентрации средств на приоритетных направлениях повышения кадрового потенциала отрасли культуры.