Модернизация транспортной системы относится к приоритетным задачам Программы и должна обеспечить благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы, эффективное функционирование промышленного производства и сельского хозяйства, рынка платных услуг. Это определяет необходимость системного реформирования транспорта края, включающего реконструкцию и расширение портовых мощностей, объектов железнодорожного транспорта, а также социальной инфраструктуры города Новороссийска.
Первоочередной задачей является увеличение пропускной способности портов Азовского и Черного морей.
Развитие портов осуществляется в соответствии с федеральными целевыми программами "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и "Юг России".
Программой предусматривается:
в порту Новороссийск: строительство Юго-восточного района порта мощностью 5,1 миллиона тонн переработки грузов в год в составе: автопаромного комплекса, контейнерного терминала, зернового комплекса, универсальных комплексов для перевалки навалочных и генеральных грузов, объектов инженерной инфраструктуры; строительство глубоководного нефтеналивного причала N1А для приемки и обработки танкеров дедвейтом 60 - 150 тысяч тонн с объемом грузопереработки 15 миллионов тонн в год. Перспективный грузооборот порта составит около 100 миллионов тонн в год;
в порту Туапсе: строительство универсального причала для перевалки генеральных грузов, нефтеналивного причала для приемки крупнотоннажных танкеров. Грузооборот порта возрастет до 26 миллионов тонн в год;
в Туапсинском районе - строительство терминального комплекса по хранению, переработке и отпуску сжиженных углеводородных газов мощностью 1 миллион тонн в год;
в Темрюкском районе (мыс Железный Рог) - строительство комплекса по приему, хранению и отгрузке аммиака мощностью 2 миллиона тонн в год;
строительство ветеринарной лаборатории в городе Новороссийске. Специфика работы порта Новороссийск и интенсивное увеличение объемов импортных грузов, в том числе продовольственных, требуют организации лабораторного контроля современного уровня проходящей через порт пищевой продукции с использованием экспресс-методов и соответствующего лабораторного оборудования. Строительство новой ветеринарной лаборатории позволит производить до 260 тысяч различных исследований в год. Это предотвратит распространение недоброкачественных и опасных грузов не только на территории Краснодарского края, но и в целом по России;
реконструкция припортовых железнодорожных станций и подходов к ним в увязке с расширением портов Новороссийск и Туапсе, внедрение новых технологий перевозочного процесса, ориентированных на высокое качество транспортных услуг и снижение ресурсоемкости перевозок, пополнение парка пригородных электропоездов и обеспечение безопасности движения. Инвестиционные проекты подпрограммы предусматривают развитие железнодорожной станции Новороссийск и реконструкцию припортовой станции Туапсе.
Комплексное развитие порта Новороссийск требует реформирования городского хозяйства и в первую очередь решения проблем инженерного обустройства. В рамках настоящей подпрограммы предусмотрено строительство очистных сооружений и объектов водоснабжения в городе Новороссийске. Кроме того, проблемы города будут решаться в соответствии с разработанной краевой целевой программой социального развития города Новороссийска.
В области автодорожного хозяйства важнейшими задачами являются обеспечение увеличивающихся грузопотоков, связанных с развитием морских портов и курортов, повышение безопасности дорожного движения и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, а также формирование сети международных автомагистралей с интеграцией их в европейскую систему международных автомобильных дорог.
Строительство и модернизация автомагистралей федерального значения осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (подпрограмма "Автомобильные дороги") и включают работы на дорогах "Дон", "Кавказ", входящих в состав международного транспортного коридора "Север-Юг", строительство автодорожного обхода города-курорта Сочи, имеющего важное стратегическое значение, автомобильной дороги Адлер - Красная Поляна.
В целях сокращения протяженности пути к побережью Черного моря предусматривается строительство первой очереди платной автомобильной дороги Абинск - Кабардинка на две полосы протяженностью 35 километров.
Перечень мероприятий подпрограммы, их содержание, эффективность, сроки реализации и источники финансирования приведены в приложениях 2, 3 и 4 к Программе.
Общие затраты на реализацию подпрограммы составляют 25,5 миллиарда рублей, в том числе 23,1 миллиарда рублей - за счет внебюджетных источников. В результате выполнения программных мероприятий:
мощность морских портов края возрастет на 31 миллион тонн (со 106 до 137 миллионов тонн), припортовых железнодорожных станций - на 10 миллионов тонн (с 32 до 42 миллионов тонн) в год, повысится пропускная способность автомобильных дорог;
усилится контроль ввозимых через южные порты грузов, что предотвратит распространение недоброкачественных и опасных грузов на территории Краснодарского края и по России в целом;
изменится облик крупнейшего в крае портового города-героя Новороссийска, в том числе будут решены проблемы водоснабжения, очистки сточных вод.
В целом реализация мероприятий подпрограммы позволит увеличить услуги транспорта и налоговые поступления в бюджеты всех уровней в 3,7 раза, сохранить около 9 тысяч рабочих мест и создать свыше 4 тысяч новых рабочих мест.