Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет государственную политику в области создания условий для возведения, реконструкции и капитального ремонта спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Современная ситуация в Краснодарском крае характеризуется низким уровнем обеспеченности населения спортивными сооружениями, которая из расчета на 10 тысяч жителей составляет 33 процента от социального норматива. В 22 муниципальных образованиях этот показатель ниже краевого. В связи с чем уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом всех категорий населения края составляет 22,1 процента от количества жителей края. Широкому вовлечению различных категорий населения в занятия физкультурой и спортом препятствует состояние спортивных сооружений, не соответствующее современным требованиям.
Имеющиеся на Кубани спортивные сооружения построены в 70-х годах, являются устаревшими в техническом отношении и не соответствуют современным требованиям. Большинство сооружений не имеют необходимых площадей для организации работы с населением.
В связи с недостаточным и нестабильным финансированием физической культуры и спорта из местных бюджетов десятилетиями не осуществляется капитальный ремонт и реконструкция спортивных залов и бассейнов, в результате чего техническое состояние многих из них представляет угрозу для здоровья занимающихся в них людей.
Нечеткое определение приоритетов в управлении и недостаточный уровень бюджетного финансирования, выделяемого на развитие отрасли местными бюджетами, сдерживают развитие инфраструктуры для проведения занятий физической культурой и спортом. Действующее налоговое законодательство не стимулирует частные структуры вкладывать собственные средства в строительство и реконструкцию физкультурно-спортивных объектов социального назначения.
Важной составной частью социально-экономической политики администрации Краснодарского края является развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, формирование здорового образа жизни и развитие спорта высших достижений. Политика в области физической культуры и спорта должна предусматривать создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни населения края, а также достойному выступлению кубанских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.
Учитывая изложенное, а также актуальность и остроту вопроса сохранения и развития спортивной базы Краснодарского края, необходимо произвести восстановление и модернизацию муниципальных стадионов, в первую очередь являющихся центрами развития легкой атлетики на Кубани, где ранее проводились соревнования краевого и всероссийского уровня.
Отсутствие внебюджетных источников финансирования, недостаток средств в местных бюджетах не позволяет надеяться на увеличение ассигнований на реконструкцию и капитальный ремонт стадионов, спортивных залов и бассейнов в ближайшее время.
Без поддержки краевого бюджета неудовлетворительное состояние спортивной базы массового спорта в муниципальных образованиях еще долго будет оставаться проблемой, препятствующей приобщению населения, особенно социально не защищенных категорий, к здоровому образу жизни, привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям спортом и участию в соревнованиях.
Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Краснодарском крае требует комплексного и системного подхода, программно-целевого способа решения данной приоритетной проблемы, целевого финансирования расходов на модернизацию и укрепление материально-технической базы спортивных объектов муниципальных спортивных учреждений.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости реализации комплекса мероприятий с привлечением средств из краевого и муниципальных бюджетов для сохранения и развития спортивной базы на территории края.
Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации мероприятий Программы позволяют учесть основные аспекты развития физической культуры и спорта в Краснодарском крае, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Краснодарского края. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий.
В Программе акцент будет сделан на развитии медалеемких и популярных среди населения видов спорта на Кубани.
Финансовые ресурсы будут направляться на сохранение и модернизацию спортивной инфраструктуры муниципальных спортивных учреждений путем восстановления и оснащения спортивно-технологическим оборудованием центральных стадионов.