Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ" НА 2007-2010 ГОДЫ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации и их ассоциации стали неотъемлемой частью сельской экономики Краснодарского края и народного хозяйства в целом. Они играют важную роль в налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержания доходов сельского населения, в решении социальных проблем села.

Вместе с тем производственный и социальный потенциал крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, малого предпринимательства на селе используется недостаточно по причине отсутствия эффективной системы материально-технического и производственного обслуживания, сбыта и переработки производимой ими продукции.

Небольшие крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, индивидуальные предприниматели производят сельскохозяйственную продукцию по отдельности в небольших объемах и, как следствие этого, не способны выгодно для себя ее продать. Незначительные объемы производства продукции в отдельно взятом личном подсобном или небольшом крестьянском хозяйстве снижают доступность к рынкам снабжения и сбыта. Крупные торговые и снабженческие организации не хотят взаимодействовать с личными подсобными хозяйствами из-за больших затрат на организацию закупок и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Такое положение приводит к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, уменьшению занятости и доходов сельского населения.

Ряд проблем по организации производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции может быть успешно решен путем развития кооперации и интеграции, то есть участия крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в деятельности соответствующих потребительских кооперативов.

Сегодня на территории края работает 186 стационарных и передвижных приемных пунктов молока, 66 пунктов по забою и приему крупного рогатого скота и свиней, 233 пункта по приему овощей, плодов и ягод. Деятельность по закупке продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами, в крае осуществляется перерабатывающими предприятиям, организациями системы потребительской кооперации, индивидуальными предпринимателями. Кроме того, выращенную продукцию граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, реализуют на рынках самостоятельно.

Однако в ряде муниципальных образований Краснодарского края имеются проблемы со сбытом продукции, занижением цен на продукцию со стороны перекупщиков. Уровень материально-технического снабжения остается низким. Услуги по подготовке почвы, уборке урожая, зооветеринарные и транспортные услуги, снабжение кормами оказываются сельскохозяйственными предприятиями не всегда качественно и вовремя.

В течение 2006 года с участием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в крае создано 17 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 9 кооперативов относятся к снабженческо-сбытовому направлению, 7 - перерабатывающему, 1 - обслуживающему.

Большинство созданных кооперативов еще не приступили к осуществлению хозяйственной деятельности по причине недостаточного размера стартового капитала и отсутствия практического опыта.

В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг:

несовершенство уже установленных правовых, организационно-экономических и социальных механизмов кооперирования;

низкий уровень доходов личных подсобных хозяйств, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов;

недоступность банковских кредитов, слабое развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;

отсутствие квалифицированных кадров.

В силу указанных выше и других факторов необходимо принятие краевой целевой программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализация которой будет способствовать облегчению доступа крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств к рынкам сбыта готовой продукции, материально-техническим ресурсам, услугам по выполнению полевых и транспортных работ.