Уровень профессионального образования | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||||
ОФО <1> | ОЗО <2> | всего | ОФО <1> | ОЗО <2> | всего | ОФО <1> | ОЗО <2> | всего | |
Начальное профессиональное образование | 1778 | 0 | 1778 | 1967 | 0 | 1967 | 1553 | 0 | 1553 |
Среднее профессиональное образование | 877 | 357 | 1234 | 926 | 325 | 1251 | 867 | 402 | 1269 |
Высшее профессиональное образование | 458 | 179 | 637 | 543 | 251 | 794 | 579 | 379 | 958 |
Всего | 3113 | 536 | 3649 | 3436 | 576 | 4012 | 2999 | 781 | 3780 |
________________
<1> ОФО - очная форма обучения;
<2> ОЗО - очно-заочная форма обучения.
Таким образом, выпуск специалистов со средним и высшим профессиональным образованием имеет тенденцию к увеличению, а выпуск квалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием в 2010 году сократился.
Указанные тенденции имеют ряд причин, основной из которых является то, что действующее законодательство в сфере саморегулирования не содержит минимальных требований к кадровому составу рабочих строительных специальностей для большинства строительных организаций, в то время как минимальные требования к кадровому составу специалистов со средним и высшим строительным образованием установлены положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и проверяются исполнительными органами саморегулируемых организаций в ходе ежегодных проверок.
В числе указанных причин можно также отметить несоответствие уровня выпускников строительных профессий в ряде образовательных учреждений края требованиям, предъявляемым работодателями. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего недостаточной материально-технической и методологической базой ряда учреждений профессионального образования и оторванностью процесса обучения от реального строительного производства.
Подготовка кадров для строительной сферы (профессиональное образование, дополнительное образование и повышение квалификации) проводится в 56 учреждениях профессионального образования, в том числе в 33 учреждениях начального профессионального образования, 13 учреждениях среднего профессионального образования, 10 учреждениях высшего профессионального образования и их филиалах.
Несмотря на наличие вариативных образовательных программ, обеспечивающих возможности выбора профессии и самореализации личности, профессиональная карьера выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования ряда учебных заведений зачастую оказывается не связанной с полученной профессией, специальностью, что означает нерациональное использование ресурсов общества, затраченных на их обучение. Причина - несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям к профессиональным компетенциям, предъявляемым работодателями. Так, в 2010 году уровень трудоустройства выпускников по укрупненной группе специальностей "270000 Архитектура и строительство" составил 63%, в том числе молодых рабочих - 72%, выпускников вузов - 62%, выпускников учреждений среднего профессионального образования - 48%.
Анализ каналов распределения выпускников очной формы обучения учреждений профессионального образования по укрупненной группе специальностей "270000 Архитектура и строительство" показал высокий уровень их трудоустройства.
Уровень профессионального образования | Каналы распределения выпускников | Распределение выпускников, % | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Начальное профессиональное образование | продолжили обучение | 6,1 | 6,1 | 5,4 |
подлежат призыву в армию | 17,6 | 17,6 | 22,9 | |
трудоустроились | 75,9 | 76 | 71,7 | |
не трудоустроились | 0,29 | 0,3 | 0 | |
итого выпускников | 100 | 100 | 100 | |
Среднее профессиональное образование | продолжили обучение | 30,2 | 30,2 | 18,8 |
подлежат призыву в армию | 34,5 | 34,5 | 31,8 | |
трудоустроились | 28 | 28 | 48,4 | |
не трудоустроились | 7,3 | 7,3 | 1,0 | |
итого выпускников | 100 | 100 | 100 | |
Высшее профессиональное образование | продолжили обучение | 5,7 | 5,7 | 4,0 |
подлежат призыву в армию | 10,6 | 10,6 | 33,5 | |
трудоустроились | 80 | 80 | 62,2 | |
не трудоустроились | 4,0 | 4,0 | 0,3 | |
итого выпускников | 100 | 100 | 100 | |
Всего | продолжили обучение | 12,3 | 12,1 | 9,1 |
подлежат призыву в армию | 20,9 | 20,9 | 27,6 | |
трудоустроились | 64,3 | 64,4 | 62,9 | |
не трудоустроились | 2,5 | 2,6 | 0,4 | |
всего выпускников | 100 | 100 | 100 |
Характер современного процесса модернизации начального и среднего профессионального образования требует иного уровня качества деятельности управленческих и инженерно-педагогических кадров. Необходимы разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников учреждений начального и среднего профессионального образования по менеджменту качества образования, современным образовательным технологиям и инновационной деятельности в сфере образования.
Сохранение существующей ныне динамики подготовки кадров для сферы строительства приведет к увеличению разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического роста строительных предприятий, а также снижению уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования строительной сферы.
Повышение квалификации строительных кадров, а также их аттестацию осуществляют семь специализированных центров. Повышение квалификации и аттестация специалистов строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства под контролем структурных подразделений соответствующих саморегулируемых организаций.
Основным источником замещения имеющихся в строительном комплексе Краснодарского края вакансий рабочих строительных профессий служит иностранная рабочая сила, а также стабильное превышение числа пребывающих специалистов из других регионов Российской Федерации над числом уезжающих за пределы края.
В 2010 году предприятиями строительного комплекса края была заявлена потребность в трудовых мигрантах в количестве 106 тыс. человек. При этом квота Краснодарского края по иностранной рабочей силе для строительной сферы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России составила 35,5 тысячи человек, что составило 86% от соответствующей численности иностранных работников, заявленных в 2009 году. Основные потоки трудовых мигрантов направлены в город Сочи (33,2 процента от общего количества привлекаемой иностранной рабочей силы по строительным специальностям), город Краснодар (24,5 процента), город Новороссийск (3,4 процента). Привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с установленной квотой позволило компенсировать нехватку строительных рабочих кадров в Краснодарском крае, связанную, в первую очередь, со строительством олимпийских объектов. Вместе с тем не нуждаются в иностранной рабочей силе работодатели муниципальных образований Гулькевичский район, Брюховецкий район, Белоглинский район, Крыловский район, Отрадненский район, Староминский район, Курганинский район, Ленинградский район, Тбилисский район, Успенский район и Щербиновский район.
Основные расчетные показатели, характеризующие убытие специалистов из жилищного строительства, а также показатели привлечения иностранной рабочей силы и миграции специалистов из других регионов для жилищного строительства в 2008 - 2010 годах приведены в следующей таблице.
Наименование показателей | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Показатель убытия специалистов из жилищного строительства (пенсия, собственное желание и другие), тыс. чел. | 1,97 | 1,88 | 1,89 |
Квота иностранных работников для строительной отрасли на следующий год, тыс. чел. | 41,3 | 35,5 | 32,3 |
Квота иностранных работников на следующий год преимущественно для жилищного строительства, тыс. чел. | 23,8 | 19,3 | 13,2 |
Миграция специалистов из других регионов Российской Федерации для жилищного строительства, тыс. чел. | 0,46 | 0,38 | 0,37 |
Таким образом, численность работников и специалистов, привлекаемых для жилищного строительства из-за рубежа и других регионов Российской Федерации на протяжении последних трех лет, имеет тенденцию к снижению и сопоставима с численностью экономически неактивного населения, по последнему месту работы, относящегося к сфере строительства. В этой связи в Краснодарском крае имеется потенциал для сокращения численности привлекаемой иностранной рабочей силы за счет подготовки и переподготовки незанятого населения.
Состояние кадрового обеспечения задач строительства в Краснодарском крае в 2008 - 2010 годах характеризуется следующими индикаторами.
1. Индикатор кадрового обеспечения регионального строительного комплекса характеризует общую площадь введенного или планируемого к вводу за год жилья, приходящуюся на единицу общего или по категориям персонала организаций, осуществляющих жилищное строительство, и представляется в динамике по годам.