Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 26.12.2013)

Выпуск из учреждений профессионального образования по укрупненной группе специальностей "270000 Архитектура и строительство"

Уровень профессионального образования

2008 год

2009 год

2010 год

ОФО <1>

ОЗО <2>

всего

ОФО <1>

ОЗО <2>

всего

ОФО <1>

ОЗО <2>

всего

Начальное профессиональное образование

1778

0

1778

1967

0

1967

1553

0

1553

Среднее профессиональное образование

877

357

1234

926

325

1251

867

402

1269

Высшее профессиональное образование

458

179

637

543

251

794

579

379

958

Всего

3113

536

3649

3436

576

4012

2999

781

3780

________________

<1> ОФО - очная форма обучения;

<2> ОЗО - очно-заочная форма обучения.

Таким образом, выпуск специалистов со средним и высшим профессиональным образованием имеет тенденцию к увеличению, а выпуск квалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием в 2010 году сократился.

Указанные тенденции имеют ряд причин, основной из которых является то, что действующее законодательство в сфере саморегулирования не содержит минимальных требований к кадровому составу рабочих строительных специальностей для большинства строительных организаций, в то время как минимальные требования к кадровому составу специалистов со средним и высшим строительным образованием установлены положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и проверяются исполнительными органами саморегулируемых организаций в ходе ежегодных проверок.

В числе указанных причин можно также отметить несоответствие уровня выпускников строительных профессий в ряде образовательных учреждений края требованиям, предъявляемым работодателями. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего недостаточной материально-технической и методологической базой ряда учреждений профессионального образования и оторванностью процесса обучения от реального строительного производства.

Подготовка кадров для строительной сферы (профессиональное образование, дополнительное образование и повышение квалификации) проводится в 56 учреждениях профессионального образования, в том числе в 33 учреждениях начального профессионального образования, 13 учреждениях среднего профессионального образования, 10 учреждениях высшего профессионального образования и их филиалах.

Несмотря на наличие вариативных образовательных программ, обеспечивающих возможности выбора профессии и самореализации личности, профессиональная карьера выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования ряда учебных заведений зачастую оказывается не связанной с полученной профессией, специальностью, что означает нерациональное использование ресурсов общества, затраченных на их обучение. Причина - несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям к профессиональным компетенциям, предъявляемым работодателями. Так, в 2010 году уровень трудоустройства выпускников по укрупненной группе специальностей "270000 Архитектура и строительство" составил 63%, в том числе молодых рабочих - 72%, выпускников вузов - 62%, выпускников учреждений среднего профессионального образования - 48%.

Анализ каналов распределения выпускников очной формы обучения учреждений профессионального образования по укрупненной группе специальностей "270000 Архитектура и строительство" показал высокий уровень их трудоустройства.

Уровень профессионального образования

Каналы распределения выпускников

Распределение выпускников, %

2008 год

2009 год

2010 год

Начальное профессиональное образование

продолжили обучение

6,1

6,1

5,4

подлежат призыву в армию

17,6

17,6

22,9

трудоустроились

75,9

76

71,7

не трудоустроились

0,29

0,3

0

итого выпускников

100

100

100

Среднее профессиональное образование

продолжили обучение

30,2

30,2

18,8

подлежат призыву в армию

34,5

34,5

31,8

трудоустроились

28

28

48,4

не трудоустроились

7,3

7,3

1,0

итого выпускников

100

100

100

Высшее профессиональное образование

продолжили обучение

5,7

5,7

4,0

подлежат призыву в армию

10,6

10,6

33,5

трудоустроились

80

80

62,2

не трудоустроились

4,0

4,0

0,3

итого выпускников

100

100

100

Всего

продолжили обучение

12,3

12,1

9,1

подлежат призыву в армию

20,9

20,9

27,6

трудоустроились

64,3

64,4

62,9

не трудоустроились

2,5

2,6

0,4

всего выпускников

100

100

100


Характер современного процесса модернизации начального и среднего профессионального образования требует иного уровня качества деятельности управленческих и инженерно-педагогических кадров. Необходимы разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников учреждений начального и среднего профессионального образования по менеджменту качества образования, современным образовательным технологиям и инновационной деятельности в сфере образования.

Сохранение существующей ныне динамики подготовки кадров для сферы строительства приведет к увеличению разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического роста строительных предприятий, а также снижению уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования строительной сферы.

Повышение квалификации строительных кадров, а также их аттестацию осуществляют семь специализированных центров. Повышение квалификации и аттестация специалистов строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства под контролем структурных подразделений соответствующих саморегулируемых организаций.

Основным источником замещения имеющихся в строительном комплексе Краснодарского края вакансий рабочих строительных профессий служит иностранная рабочая сила, а также стабильное превышение числа пребывающих специалистов из других регионов Российской Федерации над числом уезжающих за пределы края.

В 2010 году предприятиями строительного комплекса края была заявлена потребность в трудовых мигрантах в количестве 106 тыс. человек. При этом квота Краснодарского края по иностранной рабочей силе для строительной сферы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России составила 35,5 тысячи человек, что составило 86% от соответствующей численности иностранных работников, заявленных в 2009 году. Основные потоки трудовых мигрантов направлены в город Сочи (33,2 процента от общего количества привлекаемой иностранной рабочей силы по строительным специальностям), город Краснодар (24,5 процента), город Новороссийск (3,4 процента). Привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с установленной квотой позволило компенсировать нехватку строительных рабочих кадров в Краснодарском крае, связанную, в первую очередь, со строительством олимпийских объектов. Вместе с тем не нуждаются в иностранной рабочей силе работодатели муниципальных образований Гулькевичский район, Брюховецкий район, Белоглинский район, Крыловский район, Отрадненский район, Староминский район, Курганинский район, Ленинградский район, Тбилисский район, Успенский район и Щербиновский район.

Основные расчетные показатели, характеризующие убытие специалистов из жилищного строительства, а также показатели привлечения иностранной рабочей силы и миграции специалистов из других регионов для жилищного строительства в 2008 - 2010 годах приведены в следующей таблице.

Наименование показателей

2008 год

2009 год

2010 год

Показатель убытия специалистов из жилищного строительства (пенсия, собственное желание и другие), тыс. чел.

1,97

1,88

1,89

Квота иностранных работников для строительной отрасли на следующий год, тыс. чел.

41,3

35,5

32,3

Квота иностранных работников на следующий год преимущественно для жилищного строительства, тыс. чел.

23,8

19,3

13,2

Миграция специалистов из других регионов Российской Федерации для жилищного строительства, тыс. чел.

0,46

0,38

0,37


Таким образом, численность работников и специалистов, привлекаемых для жилищного строительства из-за рубежа и других регионов Российской Федерации на протяжении последних трех лет, имеет тенденцию к снижению и сопоставима с численностью экономически неактивного населения, по последнему месту работы, относящегося к сфере строительства. В этой связи в Краснодарском крае имеется потенциал для сокращения численности привлекаемой иностранной рабочей силы за счет подготовки и переподготовки незанятого населения.

Состояние кадрового обеспечения задач строительства в Краснодарском крае в 2008 - 2010 годах характеризуется следующими индикаторами.

1. Индикатор кадрового обеспечения регионального строительного комплекса характеризует общую площадь введенного или планируемого к вводу за год жилья, приходящуюся на единицу общего или по категориям персонала организаций, осуществляющих жилищное строительство, и представляется в динамике по годам.