Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 26.12.2013)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Удовлетворение потребности в комфортном жилье - одна из насущных проблем в современной России.

Строительная отрасль является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития.

Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающих здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации.

В развитии строительной отрасли на территории Краснодарского края существует ряд проблем, которые требуют решения в рамках реализации долгосрочной целевой программы.

Жилищное строительство на территории муниципальных образований края ведется разрозненно, застройка территорий носит порой точечный характер, отсутствуют долгосрочные планы муниципальных образований края по выделению земельных участков для комплексного освоения.

Территориальное планирование играет важную роль в развитии муниципальных образований. Однако процедуры подготовки и согласования документов территориального планирования, проектов планировки, разработки проектной документации, получение результатов государственной экспертизы, выдача разрешений на строительство, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуют существенных временных ресурсов.

В производстве строительных материалов в некоторых подотраслях строительной индустрии наблюдается высокий уровень монополизации производств, что влияет на цену продукции и, как следствие, завышение цены на построенное жилье. Кроме того, строительные компании края испытывают недостаток в квалифицированных кадрах строительных специальностей. Особенно остро стоит вопрос по подготовке и переподготовке специалистов строительной отрасли в целях развития и применения современных технологий.

Плата за технологическое присоединение к коммунальным сетям, определяемая организациями коммунального комплекса, в некоторых случаях чрезмерно высока. Недостаточно развита нормативная правовая база по устранению злоупотреблений организациями коммунального комплекса.

В муниципальных образованиях края отсутствуют программы, в которых планы по развитию жилищного строительства взаимоувязаны с планами развития сетей водо-, тепло- и электроснабжения.

Выделяемых бюджетных средств недостаточно для оказания помощи муниципальным образованиям края в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой.

Пополнение муниципального жилищного фонда социального использования ведется медленными темпами. Мероприятия по развитию быстровозводимого домостроения, направленные на увеличение данного домостроения, позволили отработать механизмы взаимодействия между региональной исполнительной властью и органами местного самоуправления муниципальных образований, однако существенный дефицит финансирования не позволил добиться серьезных показателей.

Кроме того, серьезной проблемой остается переселение граждан из аварийного жилого фонда, для решения которой необходимы значительные финансовые ресурсы.

На сегодняшний день в крае насчитывается 19 тысяч 302 многоквартирных дома (без учета домов блокированной застройки), в том числе 249 многоквартирных домов общей площадью жилых помещений более 53 тысяч квадратных метров, признанных до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в которых проживает 4,7 тыс. человек.

После осуществления в 2009 - 2010 годах мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств краевого и местных бюджетов полностью решить проблему ликвидации аварийного жилищного фонда не удается.

Общая потребность в денежных средствах для переселения около 5 тысяч граждан из аварийного жилищного фонда из расчета 30 тыс. рублей за 1 кв. метр общей площади жилья составляет около 2,1 млрд. рублей с учетом разницы в площади приобретаемого для этих целей жилья.

Для осуществления мероприятий по переселению почти 14 тысяч граждан из еще 2433 многоквартирных домов, подлежащих потенциальному признанию аварийными до 1 января 2016 года, общей площадью жилых помещений около 364 тысяч кв. метров необходимо дополнительно еще 14,2 млрд. рублей.

В целом общая потребность в денежных средствах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда составляет 16,3 млрд. рублей.

На 1 января 2010 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Краснодарском крае насчитывалось более 86,7 тысячи семей. Для обеспечения удовлетворения потребности нуждающихся в социальном жилье (жилье экономкласса) необходимо построить 4 млн. 963 тыс. кв. метров жилья.

Сохраняется напряженность в обеспечении жильем малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.

Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.

Несмотря на создание основ функционирования ипотечного жилищного рынка в Краснодарском крае, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике доступны лишь ограниченному кругу семей. В связи с ухудшением финансового состояния заемщиков в условиях мирового финансового кризиса, ростом просроченной задолженности кредитные организации в целях минимизации рисков вынуждены были ужесточить условия ипотечного кредитования, в том числе увеличив размер первоначального взноса, что в определенной мере привело к снижению потребительского спроса граждан на построенное (строящееся) жилье.

Также в крае существует проблема завершения строительства жилых домов, осуществляемого с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми ненадлежащим образом исполняются застройщиками (далее также - проблемные объекты). По состоянию на 1 февраля 2012 года на территории Краснодарского края находится 21 проблемный объект, чья общая площадь составляет 429,13 тыс. кв. м. Количество граждан - участников строительства проблемных объектов составляет 3,2 тыс. человек.

(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.06.2012 N 724)

Основными причинами, сдерживающими рост строительства жилья, являются:

ограниченные территориальные ресурсы из-за наличия особо ценных сельскохозяйственных земель;

отсутствие проектов планировок на застраиваемые территории;

ограниченные возможности финансирования жилищного строительства;

недостаток площадок под комплексное жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями;