ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2010 года N 314
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 N 1170.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2010 N 1282, от 29.04.2011 N 425, от 21.10.2011 N 1206, от 07.11.2011 N 1294, от 16.12.2011 N 1499/1, от 24.02.2012 N 185, от 15.03.2012 N 268, от 23.03.2012 N 324, от 15.05.2012 N 537, от 20.06.2012 N 724, от 01.08.2012 N 879, от 01.08.2012 N 880, от 29.11.2012 N 1442, от 14.12.2012 N 1536, от 17.12.2012 N 1560, от 28.12.2012 N 1647, от 02.04.2013 N 329, от 05.06.2013 N 569, от 09.09.2013 N 986, от 22.10.2013 N 1230, от 26.12.2013 N 1566)
В целях совершенствования системы государственной поддержки жилищного строительства в Краснодарском крае, обеспечения граждан, проживающих на территории Краснодарского края, комфортным и доступным жильем
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы (прилагается).
2. Установить, что в ходе реализации долгосрочной краевой целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края (Жуков) как главному распорядителю средств краевого бюджета в установленном законодательством порядке обеспечить ежегодное доведение бюджетных ассигнований до департамента строительства Краснодарского края, являющегося подведомственным распорядителем бюджетных средств.
(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.04.2013 N 329)
3. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Касьянов) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.
Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Д.Х. Хатуова.
(п. 4 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 N 879)
5. Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 30 апреля 2010 года N 314
ДОЛГОСРОЧНАЯ КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2010 N 1282, от 29.04.2011 N 425, от 21.10.2011 N 1206, от 07.11.2011 N 1294, от 16.12.2011 N 1499/1, от 24.02.2012 N 185, от 15.03.2012 N 268, от 23.03.2012 N 324, от 15.05.2012 N 537, от 20.06.2012 N 724, от 01.08.2012 N 879, от 01.08.2012 N 880, от 29.11.2012 N 1442, от 14.12.2012 N 1536, от 17.12.2012 N 1560, от 28.12.2012 N 1647, от 02.04.2013 N 329, от 05.06.2013 N 569, от 09.09.2013 N 986, от 22.10.2013 N 1230, от 26.12.2013 N 1566)
Наименование программы | долгосрочная краевая целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке программы, | решение краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 13 октября 2009 года |
Заказчик программы | администрация Краснодарского края |
Координатор программы | департамент строительства Краснодарского края |
Основные разработчики программы | департамент строительства Краснодарского края департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края департамент здравоохранения Краснодарского края департамент образования и науки Краснодарского края |
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.06.2012 N 724) | |
Государственные | департамент строительства Краснодарского края департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края |
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2011 N 425, от 21.10.2011 N 1206, от 20.06.2012 N 724, от 17.12.2012 N 1560, от 28.12.2012 N 1647, от 02.04.2013 N 329) | |
Цели и задачи программы | основной целью программы является обеспечение достижения установленных для Краснодарского края контрольных значений целевого показателя ежегодного ввода жилья, направленных на повышение доступности жилья для населения, путем массового строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности |
Важнейшие целевые показатели | годовой объем ввода жилья, в том числе малоэтажного жилья, многоэтажного жилья, жилья экономкласса, обеспеченность населения жильем, |
Срок и этапы реализации программы | реализация программы будет осуществляться в период с 2011 - 2015 годов в два этапа: |
Перечень мероприятий программы и подпрограмм | подготовка и утверждение документов территориального планирования в целях жилищного строительства развитие рынка жилья экономкласса создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования, а также развития инфраструктуры ипотечного рынка и деятельности всех его участников |
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.10.2011 N 1206, от 15.03.2012 N 268, от 20.06.2012 N 724, от 02.04.2013 N 329) | |
Объемы и источники финансирования | общий объем финансирования 276,204 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета - 1,102 млрд. рублей, средства краевого бюджета - |
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.10.2011 N 1206, от 16.12.2011 N 1499/1, от 15.05.2012 N 537, от 20.06.2012 N 724, от 01.08.2012 N 880, от 17.12.2012 N 1560, от 28.12.2012 N 1647, от 02.04.2013 N 329, от 09.09.2013 N 986, от 22.10.2013 N 1230, от 26.12.2013 N 1566) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | реализация программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих контрольных значений целевого показателя: малоэтажного жилья - 1,975 млн. кв. м многоэтажного жилья - 1,975 млн. кв. м обеспеченность населения жильем - 25,37 кв. м на чел. |
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.06.2012 N 724, от 17.12.2012 N 1560, от 28.12.2012 N 1647, от 02.04.2013 N 329, от 09.09.2013 N 986, от 22.10.2013 N 1230) | |
Контроль за выполнением программы | контроль за выполнением программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
Удовлетворение потребности в комфортном жилье - одна из насущных проблем в современной России.
Строительная отрасль является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития.
Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающих здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации.
В развитии строительной отрасли на территории Краснодарского края существует ряд проблем, которые требуют решения в рамках реализации долгосрочной целевой программы.
Жилищное строительство на территории муниципальных образований края ведется разрозненно, застройка территорий носит порой точечный характер, отсутствуют долгосрочные планы муниципальных образований края по выделению земельных участков для комплексного освоения.
Территориальное планирование играет важную роль в развитии муниципальных образований. Однако процедуры подготовки и согласования документов территориального планирования, проектов планировки, разработки проектной документации, получение результатов государственной экспертизы, выдача разрешений на строительство, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуют существенных временных ресурсов.
В производстве строительных материалов в некоторых подотраслях строительной индустрии наблюдается высокий уровень монополизации производств, что влияет на цену продукции и, как следствие, завышение цены на построенное жилье. Кроме того, строительные компании края испытывают недостаток в квалифицированных кадрах строительных специальностей. Особенно остро стоит вопрос по подготовке и переподготовке специалистов строительной отрасли в целях развития и применения современных технологий.
Плата за технологическое присоединение к коммунальным сетям, определяемая организациями коммунального комплекса, в некоторых случаях чрезмерно высока. Недостаточно развита нормативная правовая база по устранению злоупотреблений организациями коммунального комплекса.
В муниципальных образованиях края отсутствуют программы, в которых планы по развитию жилищного строительства взаимоувязаны с планами развития сетей водо-, тепло- и электроснабжения.
Выделяемых бюджетных средств недостаточно для оказания помощи муниципальным образованиям края в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой.
Пополнение муниципального жилищного фонда социального использования ведется медленными темпами. Мероприятия по развитию быстровозводимого домостроения, направленные на увеличение данного домостроения, позволили отработать механизмы взаимодействия между региональной исполнительной властью и органами местного самоуправления муниципальных образований, однако существенный дефицит финансирования не позволил добиться серьезных показателей.
Кроме того, серьезной проблемой остается переселение граждан из аварийного жилого фонда, для решения которой необходимы значительные финансовые ресурсы.
На сегодняшний день в крае насчитывается 19 тысяч 302 многоквартирных дома (без учета домов блокированной застройки), в том числе 249 многоквартирных домов общей площадью жилых помещений более 53 тысяч квадратных метров, признанных до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в которых проживает 4,7 тыс. человек.
После осуществления в 2009 - 2010 годах мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств краевого и местных бюджетов полностью решить проблему ликвидации аварийного жилищного фонда не удается.
Общая потребность в денежных средствах для переселения около 5 тысяч граждан из аварийного жилищного фонда из расчета 30 тыс. рублей за 1 кв. метр общей площади жилья составляет около 2,1 млрд. рублей с учетом разницы в площади приобретаемого для этих целей жилья.
Для осуществления мероприятий по переселению почти 14 тысяч граждан из еще 2433 многоквартирных домов, подлежащих потенциальному признанию аварийными до 1 января 2016 года, общей площадью жилых помещений около 364 тысяч кв. метров необходимо дополнительно еще 14,2 млрд. рублей.
В целом общая потребность в денежных средствах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда составляет 16,3 млрд. рублей.
На 1 января 2010 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Краснодарском крае насчитывалось более 86,7 тысячи семей. Для обеспечения удовлетворения потребности нуждающихся в социальном жилье (жилье экономкласса) необходимо построить 4 млн. 963 тыс. кв. метров жилья.
Сохраняется напряженность в обеспечении жильем малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных социальных стандартов.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
Несмотря на создание основ функционирования ипотечного жилищного рынка в Краснодарском крае, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике доступны лишь ограниченному кругу семей. В связи с ухудшением финансового состояния заемщиков в условиях мирового финансового кризиса, ростом просроченной задолженности кредитные организации в целях минимизации рисков вынуждены были ужесточить условия ипотечного кредитования, в том числе увеличив размер первоначального взноса, что в определенной мере привело к снижению потребительского спроса граждан на построенное (строящееся) жилье.
Также в крае существует проблема завершения строительства жилых домов, осуществляемого с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми ненадлежащим образом исполняются застройщиками (далее также - проблемные объекты). По состоянию на 1 февраля 2012 года на территории Краснодарского края находится 21 проблемный объект, чья общая площадь составляет 429,13 тыс. кв. м. Количество граждан - участников строительства проблемных объектов составляет 3,2 тыс. человек.
(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.06.2012 N 724)
Основными причинами, сдерживающими рост строительства жилья, являются:
ограниченные территориальные ресурсы из-за наличия особо ценных сельскохозяйственных земель;
отсутствие проектов планировок на застраиваемые территории;
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства;
недостаток площадок под комплексное жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями;
нестабильная кредитная политика, при которой платежеспособный спрос населения не позволяет большинству граждан воспользоваться ипотечными кредитами;
сравнительно высокие в отношении к мировой практике процентные ставки по предлагаемым кредитными организациями ипотечным кредитам.
Для решения вышеперечисленных проблем в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Краснодарского края ранее реализовывался ряд мер, предусмотренных федеральной и краевой целевыми программами "Жилище", целью которых являлось решение жилищной проблемы.
Совместно с органами местного самоуправления осуществлялась подготовка градостроительной документации, являющейся основанием для выбора и подготовки земельных участков под жилищное строительство. Для дополнительного вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, 28 сентября 2009 года заключено Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) между администрацией Краснодарского края и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС").
За период 2002 - 2005 годов в результате реализации федеральной целевой программы "Жилище" и ее подпрограмм было усовершенствовано законодательство Российской Федерации, направленное на создание правовых условий развития рынка доступного жилья. Были приняты новые Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, являющиеся ключевыми нормативными правовыми актами в пакете принятых в декабре 2004 года федеральных законов, формирующих законодательную основу рынка доступного жилья.
Краевая целевая программа "Жилище" реализуется с 2005 года. За этот период построено и введено в эксплуатацию около 18 млн. кв. метров жилья, выдано более 41 млрд. рублей жилищных кредитов, оказана государственная поддержка в улучшении жилищных условий около 4050 молодым семьям, выполнены государственные обязательства по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, перед более 1,9 тыс. семей на общую сумму более 1,9 млрд. рублей, в том числе:
создана инфраструктура участников рынка ипотеки;
обеспечен приток инвестиционных ресурсов на ипотечный рынок и рынок строительства жилья. Внедрена система рефинансирования ипотечных кредитов;
созданы условия для реализации банковских программ ипотечного кредитования и расширения спектра ипотечных продуктов, предлагаемых населению, в том числе по стандартам ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК);
с 2009 года в крае внедрены ипотечные программы с использованием средств материнского (семейного) капитала, программы по оказанию поддержки ипотечным заемщикам, оказавшимся в трудной финансовой ситуации, отработан механизм по выдаче и рефинансированию ипотечных кредитов по программе "Военная ипотека".