Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2006 2010 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночным принципам и реализации мер по подъему аграрной экономики резко возрастает значение информационно-консультационного обеспечения инфраструктуры агропромышленного производства. Всем без исключения субъектам агропромышленного комплекса необходим оперативный доступ к широкому кругу интересующей их информации, позволяющей обеспечивать достижение своих экономических целей. Из-за отсутствия этого доступа экономика теряет, по некоторым данным, от 20 до 40 процентов валовой выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Уровень информационного обеспечения самым прямым образом влияет также на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли. Система знаний в области инновационных разработок, организации производства, а также в рыночной конъюнктуре одинаково востребована сельхозтоваропроизводителями во всех странах. Однако в России ее значимость намного выше, чем в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Это объясняется тем, что в условиях коренного реформирования отрасли происходят быстрые и многочисленные изменения в рыночной конъюнктуре, финансово-кредитной политике, законодательной базе, налогообложении и т.д. Своевременное доведение этих изменений до сельхозтоваропроизводителей, а также их способность принимать правильные решения - своеобразный ключ к выживанию в условиях рыночной экономики.

Во многих странах мира сельскохозяйственные консультационные службы оказываются единственными масштабными организациями, действующими в сельской местности. Поэтому государство, оказывая им финансовую поддержку, возлагает на них решение многих задач по устойчивому жизнеобеспечению на сельских территориях.

Создание информационно-консультационной службы в Краснодарском крае началось в апреле 1996 года, когда в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 1996 года N 180 "О реализации в Краснодарском крае международного инвестиционного проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве России (РАИС)" было организовано государственное учреждение "Управление международных инвестиционных проектов, ценового мониторинга и информационно-консультационного обслуживания АПК" (далее - ГА "Инвестинформсервис АПК"). В соответствии с пунктом 1 указанного постановления в структуру ГА "Инвестинформсервис АПК" была включена единая краевая диспетчерская служба агропромышленного комплекса в городах и районах Краснодарского края, были созданы два отдела: информационно-консультационная служба и служба информации о рынке.

За период с момента создания ГА "Инвестинформсервис АПК" была проведена серьезная работа по реализации проекта РАИС в Краснодарском крае:

создана и функционирует единая краевая служба рыночной информации и ценового мониторинга;

создана центральная краевая информационно-консультационная служба, которая собирает и обобщает информацию из городов и районов Краснодарского края, регионов России и других стран;

налажен ежедневный выпуск информационно-аналитического бюллетеня "Экспресс-сводка";

налажена работа по консультированию сельхозтоваропроизводителей;

создана интегрированная локальная вычислительная сеть органов управления агропромышленным комплексом Краснодарского края;

разработан и поддерживается сайт департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

ГА "Инвестинформсервис АПК" фактически являлось структурой, обеспечивающей органы государственного управления агропромышленного комплекса Краснодарского края, сельхозтоваропроизводителей и других участников рынка агропромышленного комплекса оперативной отраслевой информацией, аналитическими материалами и консультациями по вопросам ведения хозяйственной деятельности.

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края N546 от 20 июня 2005 года "О реформировании структуры управления агропромышленным комплексом Краснодарского края" государственное учреждение Краснодарского края "Инвестинформсервис АПК" переименовано в государственное учреждение Краснодарского края "Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр" (далее - ГА Краснодарского края "Кубанский сельскохозяйственный ИКР"). Основной целью реформирования структуры управления агропромышленным комплексом на современном этапе является создание условий для повышения эффективности и устойчивости функционирования сельхозпредприятий всех форм собственности на основе развития партнерства между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и сельхозтоваропроизводителями за счет формирования единого информационного пространства отрасли. Исходя из современного состояния и перспектив развития агропромышленного комплекса края система информационно-консультационного обеспечения организуется на двух уровнях: краевом и уровне районного муниципального учреждения.

На данный момент в крае организовано 38 информационно-консультационных центров в 32 районах. Из них 14 районных информационно-консультационных центров созданы в форме муниципальных учреждений, 17 - в форме обществ с ограниченной ответственностью, муниципальных унитарных предприятии и некоммерческих партнерств. Большинство информационно-консультационных центров принимают активное участие в сельскохозяйственной жизни района. Они оказывают консультационные услуги по бухгалтерскому учету, юридическим вопросам, помогают в оформлении документов для получения кредитов в банках и субсидий. При тесном сотрудничестве с ГА Краснодарского края "Кубанский сельскохозяйственный ИКР" районные центры получили возможность доведения до сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, научной, технологической и рыночной информации своевременно и в полном объеме.

Вместе с тем ограниченные финансовые возможности краевого и районных информационно-консультационных центров не позволяют решать еще многие проблемы создания и развития информационно-консультационной службы АПК Краснодарского края. В настоящее время:

не обеспечен стопроцентный охват всех районов края;

созданные районные информационно-консультационные центры еще не взаимодействуют между собой как единая система. Отношения между краевым и районными звеньями недостаточно отработаны и регламентированы;

не завершено создание материально-технической базы;

не получило достаточного развития направление информирования и консультирования малых форм хозяйствования, в том числе владельцев личных подсобных хозяйств;

не получила должного развития инновационная деятельность;

не завершено обучение всех сотрудников информационно-консультационной службы;

не развито собственное издательское дело и взаимодействие со средствами массовой информации;

недостаточно развита связь между наукой и сельхозтоваропроизводителями;

не получило должного развития направление полевого консультирования;