Молодежь - это граждане в возрасте от 14 до 30 лет, находящиеся в стадии социального становления и освоения социальных ролей и нуждающиеся в поддержке со стороны государства.
Опыт последних лет по претворению в жизнь принимаемых ежегодно программ по реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае позволяет подвести определенные итоги.
Активная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений со стороны органов государственной власти края привела к значительному увеличению их количества, что видно из приведенной ниже таблицы (таблица не приводится).
Только в 2002 году к активной работе в данных организациях было привлечено молодежи на 11 процентов больше, чем в 2001 году.
В ходе осуществления программ реализации государственной молодежной политики значительное внимание уделялось совершенствованию работы социальных служб для молодежи. В 2002 году в 181 населенном пункте края работу по месту жительства осуществляли 18 центров комплексного социального обслуживания подростков и молодежи и 258 клубов для молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи в муниципальных образованиях края. В работе данных клубов и центров участвовало более 12 тысяч детей, подростков и молодежи.
Однако и сегодня эта проблема остается актуальной. Наиболее перспективным направлением в этой сфере является поддержка опорных и экспериментальных центров для молодежи в муниципальных образованиях, одной из задач которых является проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих с молодежью.
Серьезное внимание в процессе реализации молодежной политики в Краснодарском крае уделялось и уделяется вопросу трудоустройства молодежи. Как свидетельствуют данные исследований, участие молодежи в сфере материального производства уменьшается. Если в 1990 году в различных отраслях данной сферы было занято 80 процентов работающей молодежи, то в 1994 году - чуть более 60 процентов, а в 2000 году - лишь 45 процентов. При выборе профессии для значительной части молодежи предпочтительными оказываются отрасли и сферы деятельности с высоким уровнем оплаты труда.
Сокращение общего числа работающей молодежи имеет весьма негативные последствия для общества. Особую тревогу вызывает рост численности временно не работающих молодых людей. Среди них и те, кто не смог найти подходящую работу, и те, кто вообще не желает трудиться. Поиск и реализация адекватных форм работы с этой категорией молодежи является актуальной задачей государственной молодежной политики.
Одной из задач государственной молодежной политики является вовлечение в полезную общественную деятельность учащейся молодежи.
Студенческие отряды в России имеют почти полувековую историю и богатый опыт участия в создании экономического потенциала страны. В последние два-три года заметно возрос интерес студенческой молодежи к участию в этом движении.
Важным элементом летнего трудового семестра является работа молодежных трудовых отрядов, которые работают на заводах, стройках, сельскохозяйственных предприятиях, железных дорогах, детских оздоровительных лагерях, в сфере обслуживания. Наряду с достигнутыми существенными изменениями в сфере государственной молодежной политики в Краснодарском крае предусмотрено создание системы органов по делам молодежи в муниципальных образованиях края, активное развитие сети учреждений по работе с подростками и молодежью по месту жительства с целью социальной адаптации, расширения социальной базы молодежной политики.
Эта работа в муниципальных образованиях находится еще на недостаточном уровне. Причинами этого являются малообеспеченность местных бюджетов, финансирование мероприятий по реализации молодежной политики по остаточному принципу, отсутствие единой системы органов по делам молодежи в муниципальных образованиях.
Настоящая Программа предусматривает поддержку органов местного самоуправления на основе принципа софинансирования наиболее важных проектов, осуществляемых на уровне муниципальных образований, повышения роли органов по делам молодежи в муниципальных образованиях при ее реализации.