В условиях стремительного роста потребления ТЭР энергосбережение становится все более актуальным. Понятие энергосбережения законодательство Российской Федерации определяет как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении" регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, создания экономических и организационных условий эффективного использования энергетических ресурсов.
Кроме того, приоритетами Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р, определены:
полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК);
повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и существующего увеличения стоимости всех видов энергии актуальным и жизненно важным становится использование любых резервов энергетики, позволяющих увеличивать производство энергии с минимальными затратами. Создание необходимых условий для дальнейшего перехода экономики края на энергосберегающий путь развития является одной из приоритетных задач энергетической политики.
В целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности экономики Краснодарского края в 2002 - 2005 годах реализовывалась программа "Энергосбережение в Краснодарском крае" на 2002 - 2005 годы.
В период реализации указанной программы проведен ряд организационных и технических мероприятий по снижению потерь электроэнергии при ее распределении и потреблении, производилась замена электросчетчиков на приборы более высокого класса точности, проведена работа по созданию генерирующих источников на территории края, произведена замена значительного количества морально и технически устаревшего оборудования котельных и тепловых сетей на энергоэффективное оборудование, произведена оптимизация систем теплоснабжения городов и районов края.
Несмотря на то что указанная программа реализована в полном объеме, еще остается неиспользованным значительный потенциал энергосбережения на территории Краснодарского края в таких направлениях, как жилищно-коммунальное хозяйство, ТЭК, а также замещение использования традиционных видов топлива альтернативными. Ввиду роста потребления ТЭР в крае, появления новых технологий их использования во всех областях экономики и изменения нормативных требований к используемому оборудованию потенциал энергосбережения до настоящего времени в полном объеме не исчерпан. В связи с этим возникла необходимость принятия краевой целевой программы "Энергосбережение в Краснодарском крае" на 2006 - 2008 годы.
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 24.12.2008 N 1081-П)
Проблема необходимости обеспечения рационального использования энергетических ресурсов обусловлена рядом объективных факторов, основными из которых являются:
ожидаемый рост потребности в энергии и топливе;
преимущественно невозобновляемый характер потребляемых энергетических ресурсов;
увеличение затрат на добычу, производство и транспорт энергоресурсов;
увеличение уровня загрязнения окружающей среды;
наличие значительного потенциала снижения непроизводительных потерь топлива и энергии.
Исходя из реальных особенностей функционирования и развития отраслей экономики края общая величина потенциала энергосбережения оценивается в 28,67 миллиона тонн условного топлива.
Потенциал энергосбережения, реализуемый в рамках краевой целевой программы "Энергосбережение в Краснодарском крае" на 2006 - 2008 годы, составит 10,21 миллиона тонн условного топлива. При этом потенциал энергосбережения при использовании жидкого моторного топлива составит 14 процентов (580,1 тысячи тонн условного топлива), при использовании котельно-печного топлива - 20 процентов (400,0 тысячи тонн условного топлива), при использовании электроэнергии - 15 процентов (1,1 млрд. киловатт-часов), при использовании тепловой энергии - 19 процентов (0,6 млн. Гкал).
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 24.12.2008 N 1081-П)
Наличие потенциала энергосбережения является экономической основой целесообразности реализации настоящей Программы.