Для России в настоящее время важно максимально быстро повысить конкурентоспособность национальной экономики, в том числе по критерию качества. Президент Российской Федерации В.В. Путин в открытом письме к избирателям отметил, что основной чертой нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производятся конкурентоспособные товары. Решение данной задачи позволит реализовать цель удвоения валового внутреннего продукта.
В настоящее время потребительская сфера характеризуется стабильностью, относительно высокой насыщенностью промышленными и продовольственными товарами, доступностью многих видов услуг. Однако существует целый ряд объективных факторов, сдерживающих развитие и эффективное функционирование этой сферы деятельности. К таким факторам можно отнести значительное различие в объеме товаров и доступности услуг в потребительской сфере в муниципальных образованиях Краснодарского края, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка потребительских товаров и услуг, отсутствие стимулов, побуждающих инвесторов и субъектов предпринимательства оказывать платные услуги населению, а также низкий уровень качества, безопасности и конкурентоспособности товаров, работ и услуг.
Проблема удовлетворения спроса различных категорий и групп населения на качественные и безопасные товары и услуги решена не полностью. На краевом потребительском рынке все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан и окружающей среды (алкогольная продукция - 24 процента, рыба и рыбопродукты - 56 процентов, группа непродовольственных товаров - 62 процента). Качество обслуживания населения, особенно в сельской местности, не соответствует современным требованиям. Более двух миллионов жителей края не имеют возможности получить все услуги первой необходимости по месту жительства.
Система государственного обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг должна быть ориентирована на предотвращение производства опасной и недоброкачественной продукции, некачественного оказания услуг.
Административные методы обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг достигают своей максимальной эффективности в совокупности с экономическими методами, к числу которых относится страхование ответственности за ненадлежащее качество.
(часть пятая введена Постановлением ЗС Краснодарского края от 24.01.2007 N 2857-П)
По данным проведенных исследований, 80 процентов руководителей организаций Краснодарского края обеспокоены вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, так как не имеют информации об этой организации или не могут применить ее к условиям своей деятельности. Только около 30 предприятий сертифицировали системы менеджмента качества на основе требований международных стандартов. Отсутствие таких систем существенно снижает конкурентоспособность выпускаемых местными производителями товаров, а также инвестиционную привлекательность субъектов хозяйственной деятельности и Краснодарского края в целом.
В результате реализации мероприятий краевой целевой программы "Качество" на 2002 - 2005 годы наметились положительные тенденции в области качества товаров, работ и услуг.
Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что в период с 2002 по 2005 год потребительская сфера края получила качественно новое развитие. При снижении общего количества мест оказания услуг торговли (ларьки, палатки и нестационарные места торговли и обслуживания) объем товарооборота в розничной торговле и общественном питании увеличился на 54 процента (2002 год - 150 млрд. рублей, 2005 год - 217,6 млрд. рублей). Количество товаров, поступивших на потребительский рынок и забракованных по критериям качества, снизилось на 15 процентов (из постоянного числа обследуемых), повысилась насыщенность потребительского рынка высококачественными товарами и доступность социально значимых услуг. В 2005 году на 20 процентов снизилось количество нарушений в области качества товаров, работ и услуг, а случаи обнаружения в торговле продукции с истекшим сроком годности уменьшились за год в два раза.
Итоги реализации краевой целевой программы "Качество" на 2002 - 2005 годы показывают увеличение объемов реализации продукции, маркированной знаком "Качество Кубань", до 20 процентов (по сравнению с концом 2002 года).
Упомянутые факты позволяют сделать вывод о необходимости продолжения использования системно-комплексного подхода и программно-целевого метода для закрепления достигнутых результатов и решения проблем в области качества товаров, работ и услуг.
На краевом уровне требуется комплекс согласованных мероприятий, предполагающих усиление внимания производителей и потребителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества, активизацию работы по ее решению.
Настоящая Программа основывается на следующих основных принципах:
преемственность по отношению к краевой целевой программе "Качество" на 2002 - 2005 годы;
добровольность участия в Программе организаций и предпринимателей, производящих товары, работы и услуги;
ответственность участников и исполнителей Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
открытость Программы для участия в ней как краевых, так и внешних субъектов потребительского рынка. Содержание Программы, результаты ее реализации и информация о ходе выполнения мероприятий в полном объеме доступны для всех ее участников и других заинтересованных сторон;
системность в проведении комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер социально-экономического, технического и организационно-правового характера;
безусловная ориентация на потребителя с целью удовлетворения потребности населения края в безопасных и качественных товарах и обеспечения доступности основных услуг.