Показатели | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Водоснабжение | ||||||||
Нормативный экономически обоснованный тариф, руб./куб. м | 3,96 | 5,15 | 5,95 | 7,39 | 8,7 | 10,18 | 11,38 | 13,21 |
Тариф для населения, руб./куб. м | 1,42 | 2,7 | 4,27 | 5,39 | 6,65 | 10,08 | 11,38 | 13,21 |
Фактический уровень оплаты населением, процентов | 35,9 | 52,4 | 71,8 | 72,9 | 76,4 | 99,0 | 100,0 | 100,0 |
Водоотведение | ||||||||
Нормативный экономически обоснованный тариф, руб./куб. м | 2,94 | 3,77 | 4,23 | 5,5 | 6,92 | 7,55 | 8,85 | 10,68 |
Тариф для населения, руб./куб. м | 1,02 | 1,76 | 2,67 | 3,63 | 4,67 | 7,1 | 8,85 | 10,68 |
Фактический уровень оплаты населением, процентов | 34,7 | 46,7 | 63,1 | 66,0 | 67,5 | 94,0 | 100,0 | 100,0 |
Ремонт и техническое содержание жилфонда | ||||||||
Нормативный экономически обоснованный тариф, руб./куб. м | 1,63 | 20,68 | 3,31 | 3,95 | 5,09 | 5,63 | 6,21 | 6,82 |
Тариф для населения, руб./куб. м | 1,1 | 1,6 | 2,3 | 2,86 | 3,69 | 5,63 | 6,21 | 6,82 |
Фактический уровень оплаты населением, процентов | 67,5 | 59,7 | 69,5 | 72,4 | 72,5 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Отопление | ||||||||
Нормативный экономически обоснованный тариф, руб./куб. м | 304,8 | 390,8 | 454,5 | 541,85 | 607,47 | 774,26 | 872,23 | 990,2 |
Тариф для населения, руб./куб. м | 121,3 | 192,24 | 281,53 | 347,83 | 459,2 | 755,75 | 872,23 | 990,2 |
Фактический уровень оплаты населением, процентов | 39,8 | 49,2 | 61,9 | 64,2 | 75,6 | 97,6 | 100,0 | 100,0 |
Горячее водоснабжение | ||||||||
Нормативный экономически обоснованный тариф, руб./куб. м | 304,8 | 414,6 | 525,7 | 693,0 | 769,3 | 1013,2 | 1104,3 | 1245,9 |
Тариф для населения, руб./куб. м | 121,3 | 178,2 | 289,2 | 397,4 | 539,7 | 1001,3 | 1104,3 | 1245,9 |
Фактический уровень оплаты населением, процентов | 39,8 | 43,0 | 55,0 | 57,4 | 70,2 | 98,8 | 100,0 | 100,0 |
В Краснодарском крае (в одном из немногих регионов России) в соответствии с требованиями норм Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" с 1 января 2004 года отменена практика установления разноуровневых тарифов (в зависимости от групп потребителей).
С отменой перекрестного субсидирования и введением стопроцентного уровня оплаты населением предоставляемых организациями коммунального комплекса услуг в Краснодарском крае в соответствии с нормами федерального законодательства с 2006 года введена новая форма государственного тарифного регулирования, а именно индексное ограничение роста цен на жилищно-коммунальные услуги.
Данный ограничивающий фактор при экономически продуманном подходе органов местного самоуправления в Краснодарском крае к установлению цен на жилищно-коммунальные услуги мог являться фактором, способствующим развитию жилищно-коммунальных организаций Краснодарского края.
Показатель | 2006 год, индексный рост цен | 2006 год, фактический рост цен | 2007 год, индексный рост цен | 2007 год, фактический рост цен |
Водоснабжение | 120 | 111,8 | 123 | 117,3 |
Водоотведение | 120 | 117,2 | 123 | 118,1 |
Ремонт и техническое содержание жилфонда | 120 | 110,3 | 123 | 107,9 |
Отопление | 120 | 112,7 | 119 | 113,5 |
Горячее водоснабжение | 120 | 109 | 119 | 113,9 |
Сравнительный анализ установленного Федеральной службы по тарифам нормативного индексного роста цен на жилищно-коммунальные услуги для Краснодарского края и фактического индексного роста цен на жилищно-коммунальные услуги на 2006 и 2007 годы показывает, что законный ценовой потенциал многими органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края не использован.
Одной из причин того, что индексный тарифный потенциал многими муниципальными образованиями Краснодарского края не использован при установлении тарифов на 2006 - 2007 годы, является то, что одновременно с введением новой формы государственного регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги введены нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дающие право изменять сложившуюся десятилетиями структуру отрасли жилищно-коммунального комплекса на территории муниципальных образований Краснодарского края.
Практика показывает, что подход органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края к вопросу как реорганизации предприятий, так и установления тарифов без учета экономических факторов, приводит к тому, что фиктивно "экономически обоснованный тариф на жилищно-коммунальные услуги" не покрывает затраты отраслевых предприятий при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
На современном этапе можно отметить, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства края еще не является конкурентоспособной. Для создания конкурентной среды целесообразно привлечение инвестиционных ресурсов на основе механизмов частно-государственного партнерства.
Основными механизмами привлечения инвестиций и реализации программ инновационного развития жилищно-коммунального комплекса, которые реализуются на территории Краснодарского края, являются:
1) передача в управление частному бизнесу объектов коммунальной инфраструктуры на продолжительный срок на основе контрактного управления;
2) поэтапное увеличение доли многоквартирных домов, управляемых частными управляющими организациями;
3) создание системы мотивации, экономической заинтересованности в осуществлении инвестиций в модернизацию отраслевой инфраструктуры, в комплексное обновление основных фондов, в сокращении затрат;
4) использование средств, полученных от применения надбавок к тарифам и платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры;
5) стимулирование притока частных инвестиций и средств населения через использование механизмов ипотечного жилищного кредитования.
За период 2001 - 2006 годов объем жилищно-коммунальных услуг, предоставленных населению края, возрос на 1 процент (в сопоставимых ценах) и составил в 2006 году 18,3 миллиарда рублей.
В отрасли реализуется краевая целевая программа антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края, рассчитанная до 2010 года, в рамках которой осуществляется реформирование управления жилищно-коммунальным хозяйством, проводится политика энергосбережения, реструктуризация задолженности бюджета и потребителей перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Обеспечено закрытие 26 неэкономичных котельных, перевод с твердого и жидкого топлива на газ 37 коммунальных котельных, что позволило высвободить соответственно 12 тысяч и 4,6 тысячи тонн жидкого и твердого топлива. В водопроводно-канализационном хозяйстве внедрено 40 систем частотного регулирования насосного оборудования, за счет чего затраты на потребление электрической энергии снижены более чем на 12 миллионов рублей.
В трех районах края осуществляется "пилотный" проект по переводу на децентрализованное теплоснабжение многоквартирных домов, имеющих центральное отопление. Это позволит закрыть более 60 неэкономичных коммунальных котельных с устаревшим оборудованием.
До 2010 года программой предусмотрено финансирование мероприятий по модернизации и ресурсосбережению на объектах жилищно-коммунального хозяйства края в сумме 17,2 миллиарда рублей.
Для обеспечения качественного бесперебойного водоснабжения населения проведена реконструкция государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Троицкий групповой водовод", благодаря чему улучшилось водоснабжение курортной зоны края (города Новороссийск, Геленджик, Крымск). Введены дополнительные мощности на Курганинском групповом водопроводе, обеспечивающем водой город Армавир, Курганинский, Лабинский, Новокубанский районы.
Ежегодно выполняется замена 120 - 140 километров изношенных и аварийных водопроводных сетей, при этом потери воды снижаются на 1 - 2 процента. За счет выделения из краевого бюджета более 30 миллионов рублей уровень оснащенности приборами учета объектов жилищно-коммунального хозяйства и потребителей вырос почти на 20 процентов, что привело к более рациональному использованию воды, объемы водопотребления в 2006 году уменьшены относительно 2005 года на 25 процентов.
Однако жилищно-коммунальное хозяйство остается зоной повышенных социально-экономических рисков (износ основных фондов достигает 65 процентов) и низкой инвестиционной привлекательности. Для преодоления нерентабельности производства и дальнейшего развития отрасли в крае принимаются меры, направленные на ускорение процесса разгосударствления предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Особое внимание уделяется созданию условий для привлечения частных инвестиций (упрощенный порядок предоставления земельных участков, предоставление государственного и муниципального имущества в концессию, аренду, государственная поддержка инвестиционных проектов - бюджетные и налоговые кредиты и другие), развитие малого и среднего бизнеса.