В Краснодарском крае осуществляется стимулирование инвестиционной деятельности организаций в соответствии с Законом Краснодарского края от 2 июля 2004 года N 731-КЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае" и Законом Краснодарского края от 13 марта 2008 года N 1411-КЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Краснодарского края", а также другими нормативными правовыми актами, направленными на привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования российским и иностранным инвесторам, обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм инвесторов и форм собственности.
Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года N 731-КЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае" устанавливает формы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, порядок ее оказания и гарантии прав инвесторов на территории Краснодарского края.
В качестве одной из форм стимулирования реального сектора экономики используется механизм возмещения (субсидирования) части затрат на уплату процентов по кредитам.
За период с 2004 по 2005 год 480 миллионов рублей средств краевого бюджета было направлено на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами и предпринимателями в кредитных организациях, привлечено более 10 миллиардов рублей льготных кредитов на обновление основных фондов.
Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Краснодарского края определены категории организаций, пользующихся льготами по налогу на имущество.
В 2006 году право на освобождение от уплаты налога на имущество имели 17 организаций, реализующие 17 инвестиционных проектов, одобренных администрацией Краснодарского края. Из них 15 организаций получили это право до 2006 года, при этом фактически воспользовались льготами девять организаций по девяти инвестиционным проектам с общей суммой льгот 68,7 миллиона рублей. Общая сумма льгот, предоставленных в 2006 году, превысила объем налоговых льгот за 2005 год более чем в два раза.
Социально-экономический эффект предоставления государственной поддержки выразился в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создании новых рабочих мест, притоке инвестиций в экономику Краснодарского края.
Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1088-КЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края в связи с созданием на территории Краснодарского края особых экономических зон" внесены изменения в нормативные правовые акты Краснодарского края в части предоставления льгот по налогам резидентам особой экономической зоны, в том числе в части:
1) снижения на 4 процентных пункта налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в краевой бюджет в отношении прибыли, полученной резидентом особой экономической зоны, созданной на территории Краснодарского края, от осуществления деятельности на территории особой экономической зоны в течение пяти лет со дня включения в реестр резидентов особой экономической зоны;
2) освобождения от уплаты транспортного налога резидентов особой экономической зоны по транспортным средствам, используемым для осуществления деятельности, предусмотренной в соглашении о ведении деятельности на территории особой экономической зоны, и не переданным во владение и (или) пользование иным лицам, в течение пяти лет со дня включения в реестр резидентов особой экономической зоны;
3) предоставления льгот по налогу на имущество, учитываемое на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданной на территории Краснодарского края, в течение пяти лет со дня постановки имущества на учет.
В целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории края Законом Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" определены меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включающие в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, а также поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 14 декабря 2005 года N 1891-П утверждена краевая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 2006 - 2008 годы. В результате выполнения программных мероприятий планируется достижение следующих показателей: количество малых предприятий возрастет до 40,3 тысячи единиц, количество предпринимателей без образования юридического лица возрастет до 190,5 тысячи человек, оборот малых предприятий составит 495,0 миллиардов рублей, объем производства товаров и оказываемых услуг предпринимателями без образования юридического лица составит 124,7 миллиарда рублей, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий достигнет 22,3 миллиарда рублей.
Реализация указанной краевой целевой программы будет иметь значительный мультипликативный эффект и окажет существенное воздействие на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Краснодарского края осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 ноября 2004 года N 786-КЗ "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Краснодарского края". Действие указанного Закона распространяется на отношения между органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае и хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса Краснодарского края.
Меры государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств на территории края, порядок и условия ее оказания гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, установлены Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края".
Нормативные правовые акты, направленные на развитие продовольственного рынка региона, предусматривают меры по дальнейшему расширению реализации продуктов питания населению непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями края, увеличению ассортимента социально значимой продукции местного производства, стимулированию торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами путем создания достаточного количества торговых мест, развитию торговой инфраструктуры.
Указанные мероприятия в полной мере отражены в Законе Краснодарского края от 6 мая 2003 года N 575-КЗ "О системе реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Краснодарского края".
В целях развития предусмотренных мер, направленных на содействие стабилизации и развитию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышение их конкурентоспособности, а также расширение ассортимента выпускаемой продукции с учетом потребностей рынка и платежеспособности населения принят Закон Краснодарского края от 29 декабря 2007 года N 1354-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы". Реализация указанной краевой целевой программы предусматривает проведение комплекса мероприятий, в числе которых:
1) повышение доступности кредитов;
2) повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
3) техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства.
Реализация мероприятий краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы" позволит повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, производимой в крае, увеличить к 2012 году объем производства продукции сельского хозяйства до 200 миллиардов рублей, в том числе объем продукции растениеводства - до 126 миллиардов рублей, животноводства - до 74 миллиардов рублей. Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйства к 2012 году (в сопоставимой оценке) возрастет по отношению к 2006 году на 25,6 процентов.
На протяжении 2001 - 2006 годов финансовые результаты деятельности крупных и средних хозяйствующих субъектов имели положительную динамику, которая в наибольшей степени закрепилась в 2006 году. По итогам 2006 года крупными и средними организациями края получена сальдированная прибыль в сумме 48,6 миллиарда рублей, что в 2,1 раза превышает уровень 2005 года.
В период 2001 - 2007 годов среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности выросла с 2,5 тысячи рублей до 10,4 тысячи рублей. Ежегодный прирост средней заработной платы составлял в пределах 20 - 30 процентов.
Суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2007 года в сравнении с соответствующей датой 2001 года уменьшилась на 92,4 процента, в сравнении с данными на начало 2005 года - снизилась на 73,9 процента.
В целом социально-экономическое развитие Краснодарского края по отраслям и подотраслям за период с 2001 года по 2006 год характеризуется как наилучшее в ЮФО и одно из самых благоприятных в Российской Федерации.