Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ДО 2012 ГОДА

2.6. Демография и занятость населения


Решение основных задач, направленных на повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития края предполагает координацию действий органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями планируемых мероприятий по улучшению демографической ситуации в Краснодарском крае в соответствии с краевой целевой программой "Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае" на 2008 - 2010 годы являются:

1) создание объективных условий для обеспечения естественного прироста населения Краснодарского края;

2) обеспечение конституционного права жителей Краснодарского края на доступ к оперативной и достоверной информации о деятельности администрации Краснодарского края, органов исполнительной и законодательной власти Краснодарского края в решении вопросов, касающихся улучшения демографической ситуации.

По прогнозам Росстата численность населения края на период до 2020 года будет увеличиваться за счет миграционного прироста, а естественный прирост по-прежнему будет отрицательным. В 2020 году она достигнет 5206 тысяч человек (102 процента по отношению к 2006 году). Однако при этом проявится тенденция снижения численности трудоспособного населения, которое составит в 2020 году 2828 тысяч человек, или 90,4 процента от уровня 2006 года. Это обусловит нарастание дефицита рабочей силы и может явиться одной из причин усиления структурных дисбалансов на трудовом рынке.

В складывающихся демографических условиях следует ожидать снижения численности населения, занятого в экономике края. Согласно расчетам к 2020 году общая численность занятых в экономике составит 1979,3 тысячи человек (90 процентов от уровня 2006 года), а в промышленности (промышленных видах экономической деятельности) - 237,5 тысячи человек (72 процента).

В связи с этим ключевым фактором реализации намеченных проектов по развитию экономики и промышленности Кубани следует рассматривать радикальное повышение производительности труда, с одной стороны предполагающее сокращение неэффективных рабочих мест с низкой оплатой труда, с другой стороны - существенное повышение оплаты труда работников, занятых на рабочих местах, обеспечивающих высокую социальную и экономическую эффективность, а также в инновационных секторах экономики.

Стратегической целью является создание условий для устойчивого обеспечения предприятий промышленности края в соответствии с их потребностями квалифицированными кадрами, для социального и профессионального развития персонала предприятий и его эффективного использования. Достижение данной цели предполагает:

1) в области профессионального образования:

а) повышение качества профессионального образования, обеспечение гибкости его организации в соответствии с потребностями экономики и необходимости перехода на инновационный путь развития, усиление взаимодействия на контрактных основах образовательных учреждений с предприятиями;

б) развитие системы непрерывного профессионального образования, расширение возможностей для сочетания образования с работой, обеспечение доступности профессионального образования в различных формах для населения разных возрастов;

в) профессиональную переподготовку уволенных военнослужащих по востребованным на рынке труда направлениям;

г) разработку и реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование системы начального профессионального образования;

2) в области развития рынка труда:

а) ослабление дисбаланса между предложением рабочей силы и спросом на нее за счет:

оптимизации процесса движения рабочей силы, устранения причин, приводящих к социально и экономически необоснованному высокому обороту кадров;

развития гибкости трудового рынка, обеспечивающей возможность быстрых, относительно безболезненных с социальной точки зрения структурных изменений, направленных на повышение эффективности развития промышленности (прежде всего посредством внедрения непрерывных и гибких форм обучения, обеспечения их доступности, включая использование механизмов софинансирования социальными партнерами - государством, работодателями и работниками, распространения гибких форм занятости);

повышения территориальной мобильности рабочей силы (прежде всего обеспечиваемой возможностью доступного найма или приобретения жилья);

б) развитие инфраструктуры рынка труда, передача полномочий в области содействия занятости населения с федерального уровня на региональный, внедрение административных регламентов по оказанию услуг населению и работодателям, использование активных методов воздействия на рынок труда (организация профессионального обучения безработных и ищущих работу граждан, реализация специальных, направленных на конкретные социально-демографические группы программ содействия занятости, повышение эффективности механизма информирования населения о возможностях трудоустройства);

в) эффективное использование резервов повышения уровня занятости населения (разработка специальных программ содействия занятости и использования трудового потенциала пожилых людей, создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов);

3) в области корпоративной политики:

а) стимулирование создания эффективных систем развития персонала организаций, включающих в том числе механизмы профессионально-квалификационного продвижения кадров;

б) поддержка в рамках использования механизмов социального партнерства мер, направленных на повышение оплаты труда и производительности труда;

в) содействие развитию механизмов внутрикорпоративного социального партнерства, что позволит совместно с работодателями приступить к формированию нового имиджа промышленных организаций края, обеспечивающего их привлекательность для наемных работников;

4) в области обеспечения защиты населения от безработицы (посредством содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников):

а) повышение уровня занятости населения и снижение уровня безработицы за счет:

модернизации экономики края и ввода новых рабочих мест (в 2008 - 2010 годах - 150 - 200 тысяч рабочих мест);

превентивных мер по предотвращению негативных последствий реструктуризации и банкротства организаций, сопровождаемых значительным высвобождением рабочей силы;