Развитие оптовой и розничной торговли определяет возможности сбыта продукции краевых товаропроизводителей на внутреннем рынке края. Кроме того, данный сектор, вместе с бытовыми услугами и услугами по ремонту, вносит существенный собственный вклад в валовой региональный продукт Краснодарского края.
Несмотря на положительную динамику развития отрасли и на то, что оптовое звено занимает одно из главных мест в обороте товаров на потребительском рынке края, до сих пор существует ряд сдерживающих факторов, не в полной мере обеспечивающих жителей и гостей края качественными и безопасными услугами торговли.
Факторами, ограничивающими деятельность организаций, являются:
1) неплатежеспособность покупателей (64 процента);
2) недостаток финансовых средств (49 процентов);
3) высокие транспортные расходы (40 процентов);
4) недобросовестная конкуренция (36 процентов);
5) несовершенство нормативно-правовой базы (30 процентов);
6) высокий процент коммерческого кредита (26 процентов);
7) высокая арендная плата (19 процентов).
К числу основных проблем развития торговли и потребительского рынка в крае относятся:
1) отсутствие современного специального отраслевого законодательства (кроме розничных рынков) и действенных механизмов регулирования потребительской сферы органами государственной власти Краснодарского края, неэффективность государственного контроля и надзора, правоохранительной деятельности государства;
2) отсутствие возможности переориентировать организации отрасли на потребление и вовлечение в оборот местного сырья и продукции местного производства;
3) ограниченность и забюрократизированность процедур получения земельных участков для строительства торговых комплексов, автосалонов, многоярусных парковок транспортных средств;
4) низкий профессиональный уровень персонала (в том числе менеджмента) организаций сферы услуг;
5) отсутствие социальной составляющей в потребительской сфере, слабое влияние на положение дел в отрасли общественных организаций, в том числе профсоюзных, объединений работодателей, отсутствие частно-государственного партнерства в реализации поставленных целей.
Социальную обстановку ухудшает также сложность в предоставлении бытовых услуг в некоторых труднодоступных районах.