Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ДО 2012 ГОДА

Рынки товаров и услуг Розничная торговля


За январь - декабрь 2007 года оборот розничной торговли хозяйствующих субъектов в крае составил 372,3 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом на 25,5 процента в сопоставимых ценах. В 2007 году достигнуты самые высокие темпы роста розничного оборота с 2000 года. По объему розничного оборота Краснодарский край уверенно занимает лидирующую позицию в ЮФО и шестое место среди регионов Российской Федерации. Продажа товаров на душу населения составила 72,7 тысячи рублей и увеличилась по сравнению с 2006 годом на 37 процентов. В общем объеме розничного оборота по Российской Федерации увеличилась доля Краснодарского края до 3,4 процента (в 2006 году - 3,2 процента).

Стимулом к этому послужил, в первую очередь, рост денежных доходов населения (17,3 процента в 2007 году, 15,6 процента в 2006 году) и увеличение более чем на 150 тысяч квадратных метров торговых площадей за счет открытия новых предприятий розничной торговли. Наибольший прирост торговых площадей до 80 процентов достигнут за счет ускоренных темпов развития сетевой торговли в высокотехнологичных супермаркетах и гипермаркетах. Сетевая розничная торговля демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей экономики края.

Обеспеченность торговыми площадями на одну тысячу жителей увеличилась, по оперативным данным, до 10 процентов и составляет свыше 400 квадратных метров.

Изменилась структура розничного оборота в сторону увеличения доли продаж непродовольственных товаров - 59,3 процента (в 2006 году - 54,8 процента) и уменьшения продаж продовольственных товаров - 40,7 процента (в 2006 году - 45,2 процента). Увеличению доли продаж непродовольственных товаров в немалой степени способствует рост денежных доходов населения (17,3 процента в 2007 году, 15,6 процента в 2006 году), что дает возможность приобретения товаров длительного пользования, а также широкое использование банковского кредитования покупок.

В 2007 году на 2 процента увеличился оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), их доля достигла 80,4 процента, в то время как доля продажи товаров на рынках уменьшилась и составила 19,6 процента (в 2006 году - 21 процент). Данные свидетельствуют об укреплении позиции стационарных объектов розничной торговли и роста доверия к ним потребителей. Покупатели все чаще предпочитают пользоваться услугами предприятий торговли, где существуют необходимые условия для выкладки и хранения товаров, обеспечивается более высокий уровень профессиональной подготовки торгового персонала, что позволяет повысить культуру и качество обслуживания покупателей.

Наблюдается динамика роста оборота розничной торговли крупных и средних организаций, который составил 112,3 миллиарда рублей (37,8 процента в общем розничном обороте) и увеличился на 124,9 процента по сравнению с 2006 годом.

Розничный оборот крупных и средних организаций розничной торговли в большинстве городов и районов края имеет устойчивую динамику роста. На города края приходится 68 процентов от общего объема розничных продаж.

32 муниципальных образования Краснодарского края имеют темпы роста оборота розничной торговли от 110 до 140 процентов. Наибольший рост объемов продаж произошел в городе Горячий Ключ (161,5 процента), городе Армавире (158,8 процента), Мостовском районе (156,3 процента), Туапсинском районе (152,4 процента), Ейском районе (146,1 процента). В Успенском и Абинском районах оборот розничной торговли не достиг результатов 2006 года (90,6 процента и 99,7 процента соответственно).

Доля убыточных организаций розничной торговли в январе - ноябре 2007 года увеличилась и составила 10,5 процента (в 2006 году - 8,7 процента), сумма убытка - 132,5 миллиона рублей.

В общем объеме налоговых поступлений от организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на потребительском рынке края, до 30 процентов приходится на сферу розничной торговли.

Основными источниками, формирующими развитие инфраструктуры розничной торговли, являются собственные средства предприятий, кредитные ресурсы и средства инвесторов. С повышением уровня доходности предприятий возрастет их инвестиционная активность в части строительства и открытия новых крупных объектов розничной торговли. С появлением новых розничных сетей стремительно меняется потребительская культура. Организация торгового процесса во всех вновь открываемых крупных и средних розничных торговых объектах строится по методу самообслуживания.

В 2007 году на потребительский рынок Краснодарского края пришли две крупнейшие российские розничные сети: "О'кей" и "Ашан-Россия" (входят в десятку крупнейших торговых сетей в Российской Федерации). Из локальных торговых сетей в прошедшем году продолжили свое развитие ЗАО "Тандер" сеть магазинов "Магнит", ООО "ТВК" торговая сеть магазинов "Табрис", сеть спортивных магазинов ООО "Высшая лига".

С увеличением сетевой торговли продовольственными товарами для потребительского рынка края стало характерно:

1) некоторое замедление роста покупательского спроса и обострение конкуренции;

2) повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и качеству товаров;

3) снижение прибыльности отрасли;

4) увеличение доли непродовольственных товаров в совокупном объеме продаж;

5) усиление дефицита торговых площадей;

6) увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли продовольствием;

7) снижение уровня административных правонарушений за несоблюдение законодательства и нормативных документов в сфере розничного оборота товаров.

В 2007 году продолжена работа по упорядочению сезонной мелкорозничной торговли и ликвидации мест несанкционированной торговли.

Администрациями муниципальных образований Краснодарского края завершена работа по размещению и упорядочению сезонной торговли. В июне 2007 года проводились мероприятия по ликвидации мест несанкционированной торговли, что, в конечном счете, послужило улучшению санитарно-эпидемической обстановки в курортный сезон, позволило контролировать ситуацию на потребительском рынке, принимать оперативные меры по фактам выявляемых нарушений.

Общая численность объектов мелкорозничной сезонной торговли составляет 9,3 тысячи объектов, в том числе в курортной зоне 6,2 тысячи объектов (уменьшение на 8 процентов по сравнению с 2006 годом).