Формирование среды инновационного развития экономики предполагает создание в крае крупных промышленных и инфраструктурных кластеров, осуществляющих взаимодействие производственных и сервисных структур и создающих единые цепочки производства конечного продукта.
Главная цель создания кластеров - выпуск дифференцированного продукта с высокой добавленной стоимостью на основе комплексного и организованного взаимодействия организаций нескольких отраслей (видов экономической деятельности), а также использование инновационных технологий в области производства, позиционирования, сбыта продукции и послепродажного обслуживания.
Ресурсный и конкурентный потенциал промышленности края позволяет сформировать восемь кластеров:
1) аграрно-промышленный кластер, интегрирующий предприятия, производящие сырье (сельское хозяйство), осуществляющие его переработку (производство пищевых продуктов), производящие упаковку и тару (производство готовых металлических изделий, целлюлозно-бумажное производство, производство неметаллических минеральных продуктов, деревообработка) и средства производства (сельскохозяйственное машиностроение, производство перерабатывающего оборудования, химическое производство);
2) кластер производства одежды, обуви и аксессуаров, включающий предприятия, производящие основной продукт (швейно-текстильное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви), фурнитуру (металлообработка и производство готовых металлических изделий, производство пластмассы), упаковку (целлюлозно-бумажное производство), аксессуары;
3) лесопромышленный кластер, интегрирующий предприятия, производящие сырье (лесное хозяйство), переработку (обработка древесины и переработка отходов деревообработки, производство изделий из дерева), средства производства (производство машин для лесозаготовки и станков для деревообработки), краски и лаки, средства защиты растений и осуществляющие переработку отходов;
4) кластер строительной индустрии, который будет обеспечивать инновационное развитие и эффективное взаимодействие предприятий, осуществляющих добычу минерального строительного сырья и его переработку (производство железобетонных конструкций, сухих смесей и растворов, различных стеновых и кровельных материалов), а также будет способствовать развитию производства строительной продукции с высокой добавленной стоимостью;
5) кластер производства электрооборудования сможет обеспечить инновационное развитие и эффективное взаимодействие отраслей, связанных с производством электрической техники, высокотехнологичного электрического оборудования и производства монтажных материалов (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, производство резиновых и пластмассовых изделий, машиностроение);
6) транзитно-логистический кластер обеспечит эффективное взаимодействие организаций промышленных и инфраструктурных отраслей (транспортный комплекс, логистическая инфраструктура, производство готовых металлических изделий, производство резиновых и пластмассовых изделий, транспортное машиностроение, в том числе ремонт транспортных средств);
7) топливно-энергетический кластер, объединяющий предприятия-поставщики энергоресурсов, нефте- и газодобывающие, нефте- и газоперерабатывающие, газотранспортные, газораспределительные и электроэнергетические компании в целях достижения высокой энергоэффективности и экологичности используемых технологий;
8) туристско-рекреационный кластер, не участвуя в создании добавленной стоимости, придаст устойчивость рынкам сбыта продукции других промышленных отраслей и кластеров (кластера по производству одежды, обуви и аксессуаров, химической промышленности, производству строительных материалов и мебели).
Реализация Программы будет осуществляться с использованием следующих основных механизмов:
1) предоставление налоговых и неналоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов организациям, зарегистрированным на территории края и осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики;
2) развитие кооперационных связей между организациями края, направленных на удовлетворение внутреннего регионального спроса;
3) взаимодействие с федеральным центром по вопросам таможенного регулирования экспорта и импорта товаров;
4) взаимодействие с федеральным центром по вопросам установления экономически целесообразных транспортных тарифов;
5) установление экономически целесообразных энерготарифов;
6) разработка и реализация программ финансового оздоровления предприятий края, имеющих социально-экономическое значение;
7) формирование инфраструктуры по поддержке и развитию инвестиционной и инновационной деятельности;
8) государственная поддержка экономически эффективных организаций агропромышленного комплекса (повышение ресурсного потенциала, техническое оснащение, создание производственно-торговых цепочек, вертикально интегрированных объединений);
9) создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса; содействие малым предприятиям в вопросах имущественного обеспечения, лицензирования, снабжения (логистики), а также оказание необходимого содействия в продвижении товаров на рынки путем организации выставочных, презентационных и рекламных мероприятий;
10) возмещение (субсидирование) за счет средств краевого бюджета части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории края;
11) финансирование из средств краевого бюджета крупных социально значимых проектов;
12) стимулирование геологоразведочных работ по перспективным для рынка природным ископаемым и участкам недр;
13) привлечение средств федерального бюджета для реализации программ развития социальной сферы и отраслей реального сектора экономики;
14) создание системы эффективного управления объектами государственной собственности края;
15) реформирование сети учреждений социальной сферы;
16) нормативное бюджетное финансирование затрат на предоставление государственных услуг учреждениями социальной сферы;