Основные направления:
1) введение в крае новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей.
С 2009 года планируется распространить новую систему оплаты труда на все общеобразовательные учреждения края.
Качественное совершенствование новой системы оплаты труда будет осуществляться в следующих направлениях:
а) разработка механизма формирования и распределения фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений. Предполагается, что размер фонда стимулирования руководителей составит до 5 процентов фонда оплаты труда учреждения. Распределение указанного фонда будет осуществляться с участием органов общественного самоуправления общеобразовательных учреждений по представлению муниципальных органов управления образованием;
б) постепенное изменение структуры (соотношения) базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений. Модельная методика новой системы оплаты труда будет доработана таким образом, чтобы оплата за дополнительные виды работ, не относящаяся к стимулирующим выплатам, осуществлялась за счет базовой части фонда оплаты труда, а стимулирующая часть полностью направлялась на поощрение за достижение высоких результатов. Долю стимулирующей части фонда оплаты труда предполагается увеличить;
в) введение системы аттестации педагогических и управленческих кадров, соответствующей новой системы оплаты труда. В региональной системе аттестации будут определены новые подходы к процедуре аттестации, учитывающие мнение общественности и инновационный характер деятельности учителя. Предполагается установление более дифференцированных коэффициентов за наличие квалификационной категории педагогов;
г) более широкое участие органов самоуправления общеобразовательных учреждений в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Разработка и совершенствование порядка распределения стимулирующей части фонда оплаты труда;
2) переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
Предполагается, что в 2009 году на самостоятельный учет перейдут все общеобразовательные учреждения края.
Действующую методику нормативного подушевого финансирования планируется совершенствовать, в том числе планируется:
а) осуществить расчет краевых нормативов по ступеням обучения (начального, основного и среднего образования) с учетом фактической наполняемости классов, наличия в общеобразовательном учреждении лицейских (гимназических), специальных (коррекционных) классов и классов компенсирующего обучения;
б) ввести повышающие коэффициенты за работу в группах продленного дня, организацию и ведение кружковой работы, деление классов на группы при изучении отдельных предметов и другое.
Для выравнивания условий осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях края будут продолжены работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, внутриотраслевые преобразования, связанные с обеспечением оптимальной наполняемости классов и классов-комплектов с учетом численности учащихся, корректировкой учебной нагрузки учителей и учащихся;
3) развитие региональной системы оценки качества образования, предусматривающее:
а) совершенствование нормативной правовой базы системы оценки качества образования.
В первую очередь требуется осуществить правовое закрепление сложившейся в крае модели оценки качества образования в целях ее дальнейшего развития и влияния на модернизацию образования. Необходимо усовершенствовать существующие нормативные документы с учетом последних изменений в законодательстве об образовании (совмещение аттестации и аккредитации, введение единого государственного экзамена в штатный режим и другое). Кроме того, в связи с введением новой системы оплаты труда потребуется разработка пакета нормативных документов, регламентирующих новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров;
б) усиление общественного наблюдения за оценкой качества образования и информирование общественности о качестве образовательных услуг. В этих целях планируется разработать и реализовать порядок общественного наблюдения за проведением лицензионных и аттестационных экспертиз, а также привлечения вневедомственных организаций для участия в оценивании качества образования;
в) совершенствование системы подбора и подготовки экспертов по оценке качества образования. Эта задача будет реализована на основе постоянно действующих курсов повышения квалификации работников образования в рамках дополнительного профессионального образования. Для этого при государственном учреждении Краснодарского края "Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования" предполагается организовать структуру по подготовке экспертов по оценке качества образования;
г) совершенствование технологии создания измерителей для обеспечения проведения оценки качества образования. Для этого планируется увеличение числа специалистов по разработке измерительных материалов, формирование единого банка измерительных материалов, а также создание унифицированного программного комплекса, позволяющего выполнять формирование баз тестовых заданий по различным предметам и годам обучения, редактирование имеющихся измерительных материалов, обработку результатов тестирования, анализ статистической информации;
д) создание условий для прогнозирования качества образования и своевременного предупреждения его понижения. Для реализации этого направления планируется оптимизировать систему проведения мониторинговых и диагностических обследований, ориентированных на оценку результативности реализации краевых приоритетов, оценку эффективности деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений. Кроме того, потребуется обеспечить структуры, осуществляющие оценку качества образования, компьютерной техникой, специалистами, программным продуктом, множительной техникой, а также осуществить обучение организаторов мониторинговых и диагностических обследований с представлением им пакета нормативных и инструктивно-методических материалов;
4) развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, направленное на обеспечение условий для получения качественного образования, соответствующего современным требованиям, независимо от места жительства обучающихся.
Планируется осуществить реструктуризацию сети муниципальных общеобразовательных учреждений по следующим моделям.
Модель 1. В городах с развитой транспортной инфраструктурой и значительной сетью общеобразовательных учреждений планируется сократить количество средних школ за счет их реорганизации в основные школы. К тому же возможно создание школ, в которых будет организовано обучение исключительно по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования.
Модель 2. В небольших городах или крупных сельских населенных пунктах предполагается создание объединенных средних общеобразовательных школ, расположенных в нескольких зданиях и реализующих программы всех трех ступеней (в некоторых случаях - и дошкольного образования). Другим вариантом может быть создание одной-двух средних школ и нескольких основных и начальных школ с организацией подвоза учащихся из станиц с высокой степенью рассеянности проживания населения.
Модель 3. В сельских населенных пунктах, где расположено по одной школе, предполагается сохранить начальные и основные школы.
Сохраняются также средние общеобразовательные школы в удаленных населенных пунктах, прежде всего, в горной местности. Это дает возможным сделать удаленные малонаселенные населенные пункты более привлекательными для переселенцев и перспективными для жизнеустройства молодежи Кубани, так как школы в них являются единственными социокультурными центрами.
Для осуществления реструктуризации сети общеобразовательных учреждений планируется ежегодное приобретение автобусов для общеобразовательных учреждений.