Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ДО 2012 ГОДА

Транспортная инфраструктура


Текущее состояние, а также несоответствие планов развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края потребностям региона также может стать барьером на пути развития экономики в целом.

Сохраняется несоответствие уровня развития дорожно-транспортной сети уровню грузовых и пассажирских потоков и пропускной способности портов, в частности, связанное с сезонностью. Качество автомобильных дорог остается низким. Наиболее "узкими местами" являются автомобильная дорога Горячий Ключ - Джубга - Сочи в летний период времени, подводящие железнодорожные пути к городу Новороссийску.

На данный момент протяженность "узких мест" по пропускной способности железных дорог составляет около 30 процентов от основных направлений сети. Существует дефицит пропускных мощностей на участках Энем - Крымская и Краснодар - Тимашевская, Краснодар - Энем (однопутный мост), Крымская - Новороссийск (тоннель). Недостаточно развитие станционных путей на станциях Краснодар и Новороссийск. Железнодорожная инфраструктура имеет недостаточный уровень автоматизации и информатизации перевозочного процесса, что вызвано устаревшими средствами железнодорожной автоматики и телемеханики.

"Расшивка" узких мест дорожно-транспортной сети становится неотложной задачей в связи с подготовкой к проведению XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Транспортная инфраструктура города Сочи пока не соответствует требованиям Международного олимпийского комитета. В частности, она характеризуется низкой пропускной способностью, невысоким качеством дорожного полотна на основных трассах, недостаточным количеством парковок и стоянок. Проведение XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи приведет к резкому возрастанию нагрузки на все объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь на автомобильные дороги и аэропорт. В настоящее время значительная часть объектов транспортной инфраструктуры к этому не готова.

В частности, отсутствуют подъездные дороги к хребту Псехако, к местам будущих спортивных сооружений, необходимы строительство автодорожного моста через реку Сочи в Центральном районе, реконструкция моста через реку Сочи в районе Краснодарского кольца, строительство линии скоростного железнодорожного сообщения Адлер - Грушевая Поляна, продление железнодорожного сообщения до аэропорта, завершение строительства аэровокзального комплекса, строительство единой автоматизированной системы управления дорожным движением. С учетом требований Международного олимпийского комитета, а также того, что в 2014 году в городе Сочи пройдут также XI Паралимпийские зимние игры, потребуется реконструкция железнодорожных терминалов и адаптация их к использованию инвалидами. Необходимо развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей завоз строительных материалов для олимпийского строительства, в том числе создание в районе города Сочи специального порта.

Развитие экономики региона приведет к росту потребностей в грузоперевозках в 2,6 - 4,3 раза, при этом суммарная протяженность железнодорожных путей в Южном федеральном округе вырастет лишь на 21 процент. Кроме роста потребностей внутри региона на транспортную инфраструктуру возрастет спрос со стороны транзита. К 2025 году объем российских транзитных перевозок через территорию ЮФО и Краснодарского края может увеличиться в 3,4 - 6 раз, что обеспечит дополнительную нагрузку на морские порты, автомобильные и железные дороги.

Препятствиями для развития транспортной инфраструктуры края остаются ее низкая инвестиционная привлекательность вследствие длительных сроков окупаемости проектов и инфраструктурные ограничения в росте. На стоимостные характеристики транспортно-инфраструктурных проектов существенно влияет топографическая неоднородность местности.

Нехватка инвестиций, в частности, приводит к недостатку мощностей специализированных контейнерных терминалов. Годовой оборот контейнерных терминалов в мире превышает 300 миллионов TEU, при этом через российские порты проходит немногим более 2 миллионов TEU (0,7 процента), из них на порты Краснодарского края приходится всего 7,1 процента (150 тысяч TEU). Потребность России в перевалке контейнерных грузов, тяготеющих к морским портам Краснодарского края превышает 1 миллион TEU, а до 2010 года потребность в перевалке контейнеров увеличится до 1,5 миллионов TEU.

В настоящее время в России отсутствуют специализированные терминалы по отгрузке сжиженных углеводородных газов. Создание подобной инфраструктуры в крае необходимо для реализации внешнеэкономической стратегии страны. Среднегодовые ресурсы пропан-бутановых углеводородов во всех сырьевых источниках России составляют 27 миллионов тонн. При этом производится всего около 9 миллионов тонн (30 процентов), из них экспортируется около 2 миллионов тонн в год через порты Украины и Прибалтики. Потребности мирового рынка по сжиженному газу превышают 3 миллиона тонн в год.

Существующие производственные мощности нефтеналивных комплексов не удовлетворяют потребности внешнеторгового рынка нефти и нефтепродуктов. В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации, учитывая прогнозы Росэнерго, Минэкономразвития России, основных нефтедобывающих компаний, до 2010 года объем экспортируемых нефти и нефтепродуктов достигнет 300 миллионов тонн, около 110 миллионов тонн которых будут отгружаться через морские порты Краснодарского края. В настоящее время часть потока российских нефтеналивных грузов направляется в порты Украины. Требуется строительство новых нефтеналивных комплексов, которые должны обеспечить дополнительно перевалку не менее 40 - 50 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов в год.

В портах края отсутствуют современные перегрузочные комплексы жидких химических удобрений. Белореченский химический комбинат и другие аналогичные организации России обеспечивают внутренний рынок минеральными химическими удобрениями и готовы экспортировать в год до 6 миллионов тонн через порты Азово-Черноморского бассейна.

В настоящее время порты Украины обеспечивают перевалку ежегодно более 3 миллионов тонн удобрений, производимых в России. Перевести этот поток грузов в порты Краснодарского края было бы выгодно с точки зрения экономических интересов края и страны в целом.

Существующие производственные мощности по перевалке зерна не удовлетворяют потребности внешнеторгового рынка. Анализ мирового рынка зерновых грузов подтверждает рост экспорта зерна из России, отгружаемого через порты Азово-Черноморского бассейна, до 10 миллионов тонн. Кроме того, Казахстан готов ежегодно поставлять на экспорт через порты Краснодарского края до 6 миллионов тонн зерновых грузов в год. Необходимо соответствующее увеличение мощностей зерновых терминалов в портах края.

Основными рисками развития транспортной инфраструктуры края являются:

1) снижение пропускной способности или ограничение движения российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы;

2) сильная зависимость от макроэкономических процессов, влияющих на формирование внешнеторговой грузовой базы;

3) вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и снижение конкурентоспособности транспортного комплекса края;

4) конкуренция со стороны украинских портов.