Наименование показателя | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников (включая Республику Адыгея), тыс. тонн | 104 | 108 | 115 | 119 | 113 | 152 | 143 |
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (включая Республику Адыгея), млн. куб. м | 1039 | 986 | 1252 | 1226 | 795 | 907 | 887 |
В последнее время происходит усиление взаимовлияния природных и техногенных опасностей. Эта проблема - одна из самых мало исследованных проблем в мировой практике, но для Краснодарского края она является исключительно актуальной.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, и техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики края и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности России. В 2008 году именно эти два фактора природного и техногенного характера привели к экологической катастрофе в Керченском проливе.
В условиях сохранения высокого уровня угрозы природного и техногенного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности.
Была принята краевая целевая программа "Прогнозирование, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Краснодарском крае на 2003 - 2006 годы". В рамках существующей системы предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий повысилась скоординированность действий органов исполнительной власти по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий.
На территории края были начаты работы по формированию автоматизированной системы мониторинга опасных гидрометеорологических, эндогенных и экзогенных процессов и использованию современных наукоемких технологий прогнозирования опасных природно-техногенных процессов, чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Сформирован современный комплекс измерительных и программно-аппаратных средств суперкомпьютерного моделирования процессов разрушения гидротехнических сооружений и расчета их надежности, и начаты работы по оценке технического состояния опасных гидротехнических сооружений в целях оперативного и эффективного решения вопросов обеспечения их безопасности. Итогом проведенных работ по инженерно-геологическому обследованию и инструментальной оценке надежности гидротехнических сооружений явилось отсутствие каких-либо аварийных происшествий с гидротехническими сооружениями на территории края.
Выполненные в результате реализации мероприятий программы работы позволили повысить достоверность прогнозов паводков на реках Краснодарского края, обеспечить своевременное оповещение службы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и населения об активизации опасных гидрометеорологических процессов.
В рамках вышеуказанной программы на территории Краснодарского края запущены в пробную эксплуатацию восемь автоматизированных систем контроля и передачи уровня воды, позволяющих оперативно, в реальном режиме времени получать сведения о величине и тенденции изменения уровня воды в реках и соответственно отслеживать и прогнозировать развитие паводочной ситуации на реках. Опыт пробной эксплуатации показал высокую эффективность данных автоматизированных систем в контроле гидрологического состояния рек в точках их установки.
В 2003 - 2006 годах проведены работы по совершенствованию системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, позволившие повысить эффективность оповещения населения края об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, увеличить запас времени для подготовки и проведения при необходимости эвакуационных мероприятий, принятию мер технического характера.
Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь, это связано со следующими факторами:
1) недостаток финансовых ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;
2) недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления;
3) отсутствие эффективных механизмов стимулирования привлечения дополнительных ресурсов, в том числе внебюджетных средств.