Жилищная проблема в Краснодарском крае является одной из наиболее острых социальных проблем, в период с 2005 года по 2008 год она решалась в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005-2008 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2005 года N 1489-П. За данный период были достигнуты следующие показатели:
ежегодный объем ввода жилья вырос с 1940 тыс. кв. м в 2005 году до 3710,4 тыс. кв. м к 2008 году;
объем выданных ипотечных жилищных кредитов вырос с 4 млрд. рублей в 2006 году до 12,4 млрд. рублей к 2008 году;
за 2007 и 2008 годы подготовлены земельные участки под жилищное строительство общей площадью более 1000 га;
за 2006-2007 годы обеспечены жильем 2678 молодых семей.
В крае ежегодно сдается в эксплуатацию более 70 процентов жилых домов, которые строятся за счет средств населения. Потенциал индивидуального жилищного строительства используется не в полной мере. Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций.
Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;
недоступность для большинства граждан и юридических лиц кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок;
недостаток площадок, обеспеченных инженерными коммуникациями;
Сохраняется напряженность в обеспечении социальным жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также граждан, уволенных с военной службы, участников ликвидации радиационных аварий и катастроф, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате стихийных бедствий.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды).
Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Кубани неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения.
Назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Одна из самых актуальных задач - обеспечение граждан доступным жильем. В связи с этим необходимо:
развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое должно стать доступным для граждан со средними доходами;
создавать финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов граждан;
установить четкие правовые условия для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков;
обеспечивать эффективную работу государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество, бюро кредитных историй, рынка ипотеч-
ных ценных бумаг, гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья, осуществление сделок на рынке жилья по прозрачным, понятным и недорогим процедурам;
обеспечивать инженерно-коммунальной инфраструктурой новые территории, предназначенные под жилищное строительство;
создавать конкурентные условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;
упорядочить предоставление социального жилья - жилье по договору социального найма должно предоставляться тем, кто в нем действительно нуждается.
Необходимость наращивания темпов жилищного строительства, обеспечения доступности жилья определяет целесообразность применения программно-целевого метода, поскольку решение жилищной проблемы:
направлено на улучшение условий и качества жизни населения, предотвращение чрезвычайных ситуаций, эффективное функционирование рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года; носит комплексный характер, дает значительный мультипликативный эффект в различных отраслях экономики и способствует обеспечению социального благополучия в обществе.
Настоящая Программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы. Главный принцип новой стратегии жилищного строительства - доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих граждан и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации. В связи с этим в Программу включены мероприятия, реализуемые в рамках федеральных целевых программ.