Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МНОГОЛЕТНИЕ НАСАЖДЕНИЯ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Краснодарский край является крупнейшим производителем плодово-ягодной продукции и единственным производителем чая в Российской Федерации. Основное производство сосредоточено в специализированных хозяйствах. Возделывание винограда, плодовых культур и чая позволяет наиболее полно использовать почвенно-климатические условия края, обеспечивает занятость населения и поступления в бюджет. Сто гектаров многолетних насаждений в зависимости от возделываемой культуры без учета показателей перерабатывающей промышленности создают до 16 рабочих мест и обеспечивают поступление в консолидированный бюджет края до 600 тысяч рублей налогов ежегодно. С учетом показателей перерабатывающей промышленности, общепроизводственных и общехозяйственных затрат труда 100 гектаров многолетних насаждений создают до 40 рабочих мест и обеспечивают поступление в консолидированный бюджет края до 1 миллиона рублей налогов.

До 1985 года в соответствии с установленным порядком планирования и ценообразования закладка многолетних насаждений финансировалась в централизованном порядке. С 1985 года вследствие прекращения государственного финансирования объемы закладки многолетних насаждений уменьшились по различным культурам в четыре - пять раз. В связи с этим площади многолетних насаждений, производство винограда и плодов в крае сократились в два раза, а рынок заполнился импортным сырьем.

В результате расформирования объединения "Краснодарский чай" была разрушена единая система по производству, переработке и реализации отечественного чая. Производительность чайных фабрик снизилась, закупка зеленого чайного листа резко сократилась. В этот период на 80 процентах чайных плантаций были полностью прекращены работы по уходу, валовое производство зеленого чайного листа и количество рабочих мест в чаеводческих хозяйствах уменьшилось более чем в четыре раза.

Развитие виноградарства, садоводства и чаеводства сдерживается наличием ряда особенностей возделывания многолетних насаждений:

необходимостью ежегодной реновации более 5 процентов площадей многолетних насаждений;

высокой капиталоемкостью работ: около 190 тысяч рублей на 1 гектар;

большим (7 - 8 лет) сроком окупаемости, обусловленным биологическими факторами.

Негативное влияние на темпы развития виноградарства и садоводства оказывают:

1) значительное сокращение закладки многолетних насаждений в 1986 - 1996 годах. Чтобы остановить спад в отраслях, необходимо обеспечить самые высокие за последние 20 лет темпы реновации многолетних насаждений (около 7 процентов в год);

2) ограниченные финансовые возможности предприятий для обеспечения закладки многолетних насаждений в необходимых объемах. В 2001 - 2004 годах на финансирование закладки многолетних насаждений направлялась вся прибыль предприятий, привлекались большие объемы кредитных ресурсов. В результате этого на предприятиях, проводивших закладку многолетних насаждений в больших объемах, уровень рентабельности начал снижаться, в 2005 году объемы закладки многолетних насаждений ими сокращены в два раза;

3) недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок. При использовании кредитов стоимость закладки многолетних насаждений увеличивается в 1,5 раза. По этой причине объемы закладки многолетних насаждений в значительной мере зависят от государственной поддержки;

4) сложившийся сортимент виноградных насаждений и породно-сортовой состав садов, которые не отвечают требованиям рынка и снижают экономическую эффективность производства винограда и плодово-ягодной продукции. В виноградарстве сортимент насаждений ухудшается. Из-за недостатка средств много виноградников закладывается более дешевыми корнесобственными саженцами, а доля европейских сортов сокращается. В дальнейшем такая сортовая политика снизит качество винодельческой продукции и ее конкурентоспособность;

5) существующая законодательно-нормативная база, не учитывающая особенности возделывания многолетних насаждений. Ежегодно предприятия несут дополнительные убытки при списании виноградников по причине заниженной нормы амортизации, существовавшей до 2002 года, кроме того, возврат налога на добавленную стоимость при закладке виноградников и садов производится только после вступления их в плодоношение (через четыре года);

6) низкий уровень механизации. Доля ручного труда при возделывании многолетних насаждений составляет 70 - 75 процентов, а переход на индустриальные технологии сдерживается из-за недостатка специальной сельскохозяйственной техники, которая в Российской Федерации не производится;

7) низкое качество и малые объемы производимого в крае посадочного материала из-за отсутствия элитных маточников, современных систем орошения и специальной техники для питомников;

8) значительная зависимость урожайности садов и качества продукции от погодных условий и наличия систем орошения;

9) убытки садоводческих предприятий из-за гибели 15,6 тысячи гектаров садов в 1993 - 1994 годах от заморозков, а в 1997 - 1998 годах - от подтопления;

10) недостаток фруктохранилищ и цехов по переработке плодов.

С 1997 года государственная поддержка виноградарства, садоводства и чаеводства возобновилась, закладка многолетних насаждений увеличилась по различным культурам в три - пять раз. Это способствовало снижению темпов сокращения площадей многолетних насаждений и объемов производства продукции, а в виноградарстве и чаеводстве - приостановлению сокращения объемов производства продукции.

Вместе с тем в виноградарстве, садоводстве и чаеводстве глубокий кризис и кардинальных положительных изменений не происходит. В настоящий момент требуется раскорчевать 20 - 25 тысяч гектаров многолетних насаждений, имеющих низкую рентабельность. Это приведет к сокращению около 4 тысяч рабочих мест, а ежегодных налоговых поступлений - более чем на 130 миллионов рублей.

Социально-экономическое значение виноградарства, садоводства и чаеводства, главных компонентов устойчивого функционирования перерабатывающей промышленности и обеспечения населения плодово-ягодной продукцией, трудность самостоятельного выхода товаропроизводителей из сложившейся кризисной ситуации и большая зависимость отраслей от государственной поддержки определяют необходимость программного подхода к решению проблемы.