ЗАКОН

 КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

от 29 декабря 2008 года N 1649-КЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

(в ред. Законов Краснодарского края от 28.07.2010 N 2032-КЗ, от 29.12.2010 N 2170-КЗ, от 06.04.2011 N 2211-КЗ, от 04.10.2011 N 2342-КЗ, от 07.11.2011 N 2366-КЗ, от 26.03.2012 N 2465-КЗ, от 14.12.2012 N 2620-КЗ, от 02.10.2013 N 2798-КЗ)

Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
24 декабря 2008 года

 Статья 1


Утвердить краевую целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы (прилагается).

 Статья 2


Администрации Краснодарского края обеспечить финансирование краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы в соответствии с законом Краснодарского края о краевом бюджете.

 Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования, но не ранее вступления в силу закона Краснодарского края о внесении соответствующих изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ

     г. Краснодар
     29 декабря 2008 года
     N 1649-КЗ






Приложение
к Закону
Краснодарского края
"Об утверждении краевой
целевой программы "Обращение
с твердыми бытовыми отходами на
территории Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы"

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

(в ред. Законов Краснодарского края от 28.07.2010 N 2032-КЗ, от 29.12.2010 N 2170-КЗ, от 06.04.2011 N 2211-КЗ, от 04.10.2011 N 2342-КЗ, от 07.11.2011 N 2366-КЗ, от 26.03.2012 N 2465-КЗ, от 14.12.2012 N 2620-КЗ, от 02.10.2013 N 2798-КЗ)

Паспорт краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы



Наименование программы     краевая целевая программа "Обращение  с твердыми
                           бытовыми отходами на  территории  Краснодарского
                           края" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа)

Основание для разработки   решение  совета   по   региональным  проектам  и
Программы                  программам при главе администрации (губернаторе)
                           Краснодарского края от 22 декабря 2008 года N 28

Заказчик Программы         администрация Краснодарского края

Основные разработчики      департамент    жилищно-коммунального   хозяйства
Программы                  Краснодарского края
                           департамент   по   чрезвычайным   ситуациям    и
                           государственному     экологическому     контролю
                           Краснодарского края
                           департамент   комплексного  развития  курортов и
                           туризма Краснодарского края
                           департамент   биологических   ресурсов и  охраны
                           окружающей среды Краснодарского края
                           департамент      имущественных         отношений
                           Краснодарского края

Координатор Программы      департамент   жилищно-коммунального    хозяйства
                           Краснодарского края

Цели и задачи Программы    улучшение      экологической     обстановки    в
                           Краснодарском   крае,   снижение   антропогенной
                           нагрузки    на   природные    сообщества   путем
                           совершенствования системы управления и внедрения
                           новых технологий в области обращения с  твердыми
                           бытовыми отходами
                           оформление    проектно-сметной  и разрешительной
                           документации
                           приведение   полигонов  (свалок) твердых бытовых
                           отходов на  территории  края  в  соответствие  с
                           требованиями  природоохранного  законодательства
                           сокращение  количества  размещаемых  на  свалках
                           твердых   бытовых  отходов  путем  строительства
                           мусоросортировочных линий и комплексов

Срок реализации Программы  2009 - 2013 годы

Объемы и источники         общий объем финансирования Программы  составляет
финансирования             215263,0 тысячи рублей, в том числе:
Программы                  из средств краевого бюджета  -  201545,0  тысячи
                           рублей;
                           из местных бюджетов - 13718,0 тысячи рублей  (по
                           согласованию)
(в ред. Закона Краснодарского края от 02.10.2013 N 2798-КЗ)

Контроль за выполнением    контроль  за  выполнением Программы осуществляют
Программы                  администрация        Краснодарского     края   и
                           Законодательное Собрание Краснодарского края

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1.1. Анализ экологической ситуации в области обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае


Одной из основных экологических проблем Краснодарского края является проблема обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО). Ежегодно в крае их образуется и размещается на полигонах (свалках) около 2 миллионов тонн. К ТБО относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях. В своем составе они содержат значительное количество компонентов, пригодных после соответствующей сортировки и переработки для повторного использования (вторичных материальных ресурсов) (далее - ВМР). Процентное соотношение компонентов вторичных материальных ресурсов в составе ТБО показано в таблице 1.

Таблица 1


Морфологический состав ТБО по массе

 Компонент      

ТБО жилого фонда,

 проценты     

 ТБО общественных и

торговых предприятий,

 проценты       

Бумага, картон       

30 - 35          

45 - 52              

Пищевые отходы       

25 - 32          

10 - 15              

Дерево, листья       

1 - 2            

3 - 5                

Текстиль             

4 - 5            

4 - 5                

Кожа, резина         

1                

1 - 2                

Полимерные материалы

7                

8 - 12               

Кости                

1 - 2            

1 - 2                

Черный металл        

3 - 4            

3 - 4                

Цветной металл       

1                

1 - 4                

Стекло               

4 - 5            

1 - 3                

Камни, керамика      

1                

2 - 3                

Прочее               

1 - 2            

2 - 3                

Отсев менее 15 мм    

5 - 7            

5 - 7                


При захоронении ТБО на полигонах ценные ВМР (бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы) безвозвратно теряются. В частности, в среднем по Краснодарскому краю теряется более 600 тысяч тонн макулатуры, 100 тысяч тонн черных и цветных металлов, 140 тысяч тонн полимерных материалов, 400 тысяч тонн пищевых отходов, 80 тысяч тонн стекла.

Таким образом, система сбора, сортировки и приема вторичных материальных ресурсов на территориях муниципальных образований Краснодарского края работает неэффективно. В городах и районах края функционируют разрозненные приемные пункты, ориентированные на сбор легкодоступных и дорогостоящих компонентов отходов, в основном это черные и цветные металлы, бумага и картон. Кроме того, система санитарной очистки территории края несовершенна. Так, наблюдается недостаток оборудованных мест для сбора ТБО и крупногабаритных отходов (далее - КГО), их несоответствие санитарным правилам и нормам, недостаточное техническое оснащение предприятий, специализирующихся на сборе и вывозе отходов. Отдельные населенные пункты не охвачены системой санитарной очистки.

ТБО на территории края вывозятся на полигоны (свалки), которых насчитывается 374, из них 302 - несанкционированные. Общая площадь свалок составляет 971 га, из них 530 га площади занято несанкционированными свалками.

Важным аспектом является практически повсеместное отсутствие необходимой документации - землеотводной и разрешительной, регламентирующей эксплуатацию полигонов (свалок) ТБО.

Заполняемость некоторых полигонов (свалок) ТБО достигает 100 процентов. Зачастую территории свалок являются очагами экологического бедствия. С грубыми нарушения санитарных требований эксплуатируются действующие свалки ТБО в городах Сочи, Краснодаре, Кропоткине, Славянске-на-Кубани, Анапе, Геленджике, а также Абинском, Брюховецком, Калининском, Новопокровском, Приморско-Ахтарском, Темрюкском, Усть-Лабинском, Курганинском и других районах.

Свалки не обустроены, ограждение, освещение, техническое водоснабжение отсутствуют. Состояние подъездных дорог неудовлетворительное, нет площадок и оборудования для мойки контейнеров. Планировка территорий свалок проводится нерегулярно, допускаются случаи вывоза на свалку жидких бытовых отходов (Новокубанский район), а также крупногабаритных и опасных отходов, строительного материала. Селективный сбор, сортировка, учет, складирование доставляемых ТБО не ведутся.

В некоторых районах (Кореновский, Тбилисский, Брюховецкий, Успенский) свалки размещены в водоохранной зоне.

Крайне негативно описанная ситуация сказывается на почвах. Сточные воды свалок являются загрязнителями литосферы и гидросферы ртутью, мышьяком, цианидами, тяжелыми металлами в радиусе 500 - 600 метров, а по отдельным компонентам - до 1500 метров. Например, в Краснодаре на территориях, прилегающих к свалкам и контейнерным площадкам, предельно допустимая концентрация (далее - ПДК) цинка превышена в 2,6 раза, меди - в 2,42, свинца - в 1,9 и никеля - в 1,3 раза. Общая токсичность фильтрата превышает нормативную в тысячи раз.

Площади свалок ежегодно возрастают. При этом необратимо разрушаются естественные природные сообщества, на месте которых возникают специфические рудеральные экосистемы, состоящие из сорной растительности (амброзия, полынь, некоторые злаковые), различных насекомых и грызунов. Такие растения в период массового цветения вызывают вспышки аллергических заболеваний, животные переносят возбудителей различных инфекционных заболеваний, насекомые наносят ущерб сельскому хозяйству.

Вместе с тем территории свалок служат источниками загрязнения атмосферного воздуха смесью различных газов: этилмеркапран, метилмеркаптан, метан, соединения углерода и азота, аммиак, толуол, фенол, ксилол, сероводород (состав зависит от компонентного состава ТБО), а также продуктами горения - диоксинами (бензапирен и другие), диоксидом серы, оксидами углерода и азота, хлористым и фтористым водородом, тяжелыми металлами, диберзофуранами, полиароматическими углеводородами, органическими кислотами.

Таким образом, система бесконтрольного размещения ТБО может являться причиной ухудшения экологической обстановки в крае, снижения его туристической привлекательности и качества жизни населения.

1.2. Определение основных причин возникновения экологических проблем в области обращения твердых бытовых отходов


Исходя из анализа экологической ситуации, основными причинами возникновения проблем в области обращения ТБО следует считать:

эксплуатацию полигонов (свалок), не соответствующих требованиям природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами;

отсутствие системы вовлечения твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот;

отсутствие краевой системы обращения с твердыми бытовыми отходами, и, как следствие, единого направления действий в данной области на территориях муниципальных образований и края в целом.

1.3. Прогноз развития ситуации для края без принятия должных мер в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами


1.3.1. Экологический аспект.

а) на глобальном уровне:

усиление парникового эффекта и, как следствие, глобального потепления климата посредством поступления в атмосферу парниковых газов и твердых частиц, образовавшихся при эксплуатации и горении полигонов (свалок) ТБО;

разрушение озонового слоя посредством поступления в атмосферу смеси органических и неорганических газов, образовавшихся при эксплуатации полигонов (свалок);

загрязнение Мирового океана посредством поступления в воды рек и морей сточных вод с территории полигонов (свалок).

б) на региональном уровне:

опасность возникновения кислотных осадков посредством проникновения в атмосферу газов, образовавшихся при эксплуатации и горении свалок ТБО;

захламление земель твердыми бытовыми отходами;

загрязнение почв, грунтовых и подземных вод, акватории реки Кубань, Черного и Азовского морей продуктами фильтрации с территории свалок ТБО;

снижение плодородия земель;

частичная деградация естественных, "фоновых" экосистем, снижение видового разнообразия и нарушение межвидовых и внутривидовых связей внутри сообществ;

в) на локальном уровне:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»