Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края.
В Краснодарском крае в 2007 году произошел 4391 пожар, в результате чего погибли 427 человек и были травмированы 404 человека, потери от пожаров составили более 2,2 млрд. рублей.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Краснодарском крае, осуществляемый органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае в рамках своих полномочий, в целом свидетельствует о недостаточной координации сил и средств, необходимых для обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.
Важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Для сокращения числа погибших при пожарах в крае на 10 процентов в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и следования на пожар на пять минут от существующего в настоящее время.
В Краснодарском крае не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы оснащения такими системами весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, в которых происходит основная масса пожаров (около 70 процентов).
На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится более 90 процентов всех погибших и около 70 процентов травмированных на пожарах людей, в то же время на долю пожаров в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб.
Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов и информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.
Основными направлениями деятельности по обеспечению пожарной безопасности являются:
качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и объектов края;
оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;
повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угрозы жизни и здоровью людей.
Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в Краснодарском крае, являются:
развитие материально-технической базы профессиональных пожарно-спасательных подразделений;
развитие системы добровольных пожарно-спасательных подразделений;
реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности государственных бюджетных, казенных, автономных учреждений здравоохранения, образования и науки, объектов культуры, спорта, государственных архивов, социальной защиты и территориальных органов департамента социальной защиты населения Краснодарского края;
(в ред. Закона Краснодарского края от 28.12.2011 N 2414-КЗ)
Реализация Программы предполагает методическое сопровождение (при необходимости) мероприятий Программы со стороны государственных заказчиков Программы.
В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Краснодарского края и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия и построения единой системы управления пожарной безопасностью в крае. Рассматриваемую проблему обеспечения пожарной безопасности в Краснодарском крае невозможно решить в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма без государственной поддержки.
С учетом существующего уровня риска пожаров в крае эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области пожарной безопасности и повышения на этой основе эффективности системы обеспечения пожарной безопасности в крае.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты за счет:
информационной поддержки и создания инфраструктуры для ситуационного анализа рисков пожаров;