Источник света | Светильник | ||||||
Тип лампы | Количество (тыс. штук) | Установленная мощность (кВт) | Световой поток (тыс. клм) | Тип светильника | Количество (тыс. штук) | Износ (%) | |
ЛН | 34,8 | 7000 | 14,6 | НКУ, ОУС, СПО и другие | 29,1 | 100 | |
ДРЛ | 103,1 | 24600 | 1222,1 | РКУ | 97,0 | 75 | |
ДнаТ | 15,9 | 1800 | 164,4 | ЖКУ | 14,9 | 40 | |
Итого | 153,8 | 33400 | 1401,1 | Итого | 141,0 | - |
Лампы накаливания и ртутные лампы (преимущественно мощностью 250 Вт) составляют 90 процентов общего парка источников света. При этом светоотдача ртутных ламп не соответствует требованиям СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" из-за коррозии или отсутствия оптического отсека.
Более 24 процентов светильников имеют износ от 60 до 70 процентов и также подлежат замене.
Лишь пять процентов пунктов питания систем наружного освещения имеют автоматическое управление. 1198 пунктов питания (около 40 процентов от общего числа) имеют износ более 80 процентов и подлежат замене.
В настоящее время планирование и финансирование потребления электрической энергии на нужды уличного освещения осуществляется исходя из финансовых возможностей местных бюджетов, а не реальных потребностей. По этой причине наружное освещение либо отключается задолго до полуночи, либо работает частично, а ремонт светильников производится не в полном объеме. Повышенная аварийность вынуждает содержать большое количество спецтехники и ремонтных бригад, что приводит к дополнительным затратам местных бюджетов на содержание систем уличного освещения.
Серьезные недостатки имеются в освещении дворовых территорий, школьных и детских учреждений, мест отдыха и учреждений здравоохранения. По Краснодарскому краю на них приходится 11 тысяч светоточек, из них 36 процентов не отвечают требованиям безопасности эксплуатации.
Статистика свидетельствует о прямой зависимости качества освещения дворов, пешеходных дорожек, детских площадок от уровня преступности в городах и районах края.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время фактическое состояние наружного освещения населенных пунктов края не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет потребности населения края в освещении. Физическое и моральное старение установленного оборудования значительно опережает темпы его реконструкции и модернизации вследствие недостаточного финансирования. Учитывая, что состояние и качественное функционирование наружного освещения имеют важное социальное значение, необходимо проведение в возможно короткие сроки комплекса мероприятий, направленных на его восстановление и дальнейшее развитие.
На сегодняшний день 90 процентов общего парка источников света составляют лампы накаливания и ртутные лампы. Для уменьшения электропотребления в установках наружного освещения в крае должны использоваться осветительные приборы с натриевыми лампами высокого давления, позволяющими создавать одинаковые уровни освещенности при меньшем потреблении электроэнергии. Замена существующих светильников на светильники с энергоэкономичными лампами позволит существенно повысить освещенность территорий населенных пунктов Краснодарского края, снизить нагрузку на электрические сети и расход электрической энергии особенно в осенне-зимний период.
Очевидно, что эффективное решение существующих проблем в сфере уличного освещения поселений невозможно без комплексного программного подхода и соответствующей финансовой поддержки как на муниципальном, так и на краевом уровнях. Решение данной задачи возможно только в рамках программно-целевого подхода, так как:
мероприятия Программы потребуют согласованных действий различных организаций и координации межотраслевых связей технологически сопряженных разделов энергоснабжения;
разработка и реализация программных мероприятий в рамках решения существующих проблем в сфере благоустройства населенных пунктов потребуют применения принципов бюджетного планирования, ориентированного на улучшение состояния освещения населенных пунктов.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы в Краснодарском крае;
2) необходимостью повышения уровня безопасности населения и дорожного движения;
3) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти края и органов местного самоуправления.