Недействующий

О КРАЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ "МОЛОДЕЖЬ КУБАНИ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших элементов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет.

На Кубани около 1300 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 14 - 30-летним жителям страны повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем деятельность ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых людей. Достаточно сказать, что по прогнозу Росстата коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) возрастет в 2016 году на 20 процентов по сравнению с 2005 годом и составит 709 человек.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России и Кубани по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Сложившаяся на сегодня ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную российскую молодежь отличает самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, повышенная заинтересованность в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющих на дальнейшее трудоустройство и карьеру.

С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. Увеличиваются показатели смертности молодого поколения от неестественных причин. Основной группой риска является молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, на эту группу приходится наибольшее количество смертей по неестественным причинам, в том числе вследствие употребления наркотиков и заболевания СПИДом.

Дети и молодежь, как представители социально незащищенных групп населения, являются наиболее активными участниками конфликтов на межконфессиональной и межнациональной почве. Именно на молодежную среду направлены основные усилия лидеров экстремистских формирований с целью ее привлечения к противоправной деятельности.

(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.10.2008 N 1562-КЗ НГР: ru23000200800580)

Несмотря на то что межнациональные отношения в Краснодарском крае продолжают оставаться достаточно стабильными, любая конфликтная ситуация, даже на бытовой почве, в молодежной среде между представителями различных национальных групп может быть использована в политических целях и перенесена в плоскость межнациональных отношений.

(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.10.2008 N 1562-КЗ НГР: ru23000200800580)

На сегодняшний день самым нестабильным регионом с точки зрения внутренней безопасности является Северный Кавказ, где этническая напряженность вылилась в военные конфликты. Северный Кавказ объективно втянут и в абхазскую, и в южноосетинскую проблемы, включен в систему трансрегиональных отношений. Возникла прямая угроза превращения Северного Кавказа в один из центров международного терроризма. Рост терроризма и экстремизма, потоки беженцев и социальные потрясения - вот тот социально-политический фон, который характеризует ситуацию общей напряженности.

(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.10.2008 N 1562-КЗ НГР: ru23000200800580)

Кроме того, сохраняется потенциальная угроза возникновения и распространения в молодежной среде края экстремистских религиозных, националистических, политических идей и учений, ксенофобии и фашизма. Не меньшую обеспокоенность вызывает активизация в молодежной среде Краснодарского края миссионерской работы новых и нетрадиционных религиозных движений преимущественно зарубежного происхождения. Новые религиозные движения (молодежные религии), действующие в молодежной среде Краснодарского края без регистрации и не ставящие в известность о своей деятельности органы местного самоуправления, представлены достаточно широко. В ходе практической работы только за первое полугодие 2007 года из различных источников стало известно о деятельности более чем 130 религиозных групп восточной и западно-христианской ориентации.

(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.10.2008 N 1562-КЗ НГР: ru23000200800580 )

Угроза расширения экстремизма, связанного с национальным, религиозным и политическим факторами, а также его возможное воздействие на развитие государственной системы и гражданского общества, активное участие в экстремистской деятельности подростков и молодежи указывают на необходимость разработки системы антиэкстремистских мер в сфере реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае, позволяющих институционально локализовать потенциальную угрозу возникновения экстремизма в молодежной среде края и создать условия, максимально блокирующие возможность его возникновения и расширения до опасных масштабов.

(абзац введен Законом Краснодарского края от 03.10.2008 N 1562-КЗ НГР: ru23000200800580)

На основе проведенного прогноза условий развития России и Кубани, а также обстоятельств жизни молодежи в ближайшие десятилетия разрабатывалась новая краевая комплексная программа реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае, которая должна стать организационной основой реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае, обеспечивающей создание благоприятных экономических, социальных, организационно-правовых условий для воспитания, обучения и развития молодых граждан.

Краснодарский край - один из первых регионов России, где был принят закон о государственной молодежной политике. В крае сформирована сеть государственных учреждений, которые осуществляют реализацию государственной молодежной политики по основным ее направлениям.

Стратегические цели молодежной политики в Краснодарском крае определяются направленностью на социальное, культурное, нравственное и физическое развитие молодежи, ее благополучие, а также стремлением к использованию потенциала молодежи в интересах государства и общества.

Меры, принятые в 2003 - 2007 годах органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае в рамках краевой комплексной программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае "Молодежь Кубани" на 2003 - 2007 годы, создали базу для решения задач, направленных на усиление роли молодежи в социально-экономическом развитии Кубани.

Расширяется сеть муниципальных комплексных молодежных центров, основной направленностью которых является профилактика правонарушений в подростковой и молодежной среде, укрепление института семьи и повышение роли общественного воспитания детей и подростков, снижение уровня подростковой наркомании, алкоголизма, оказание социальной, психологической, педагогической помощи подросткам и молодежи, поддержка молодежных социальных инициатив, создание единой системы работы по месту жительства.

В 2006 году в крае было создано 16 новых молодежных центров в 15 муниципальных образованиях и открыто 94 подростково-молодежных клуба по месту жительства в 36 муниципальных образованиях. В 2007 году в крае действуют уже 46 комплексных молодежных центров в 38 муниципальных образованиях и 349 подростково-молодежных клубов по месту жительства.

Важным элементом летнего трудового семестра являются студенческие трудовые отряды, которые работают на заводах, стройках, сельскохозяйственных предприятиях, железных дорогах, детских оздоровительных лагерях, в сфере обслуживания. По количеству студенческих трудовых отрядов Краснодарский край занимает второе место в России.

Огромное внимание уделяется:

развитию лидерских качеств молодого человека;

поддержке талантливой молодежи, в том числе и представителей молодежной субкультуры, как в творческом, так и в общесоциальном плане (специальные молодежные стипендии для социально и общественно активных учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, студентов и аспирантов государственных высших учебных заведений (в различных областях), молодежные премии администрации Краснодарского края в области науки, производства, культуры и спорта);

дальнейшему развитию системы работы по месту жительства.