Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ" НА 2008 - 2012 ГОДЫ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 год", распоряжения главы администрации Краснодарского края от 19 октября 2007 года N 913-р "О разработке краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Краснодарского края" на 2008 - 2012 годы".

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Кубань по праву называют житницей России. Край занимает 2,2 процента сельхозугодий и пашен Российской Федерации, а производит более 6 процентов валовой сельхозпродукции, 12 процентов пшеницы, 26 процентов сахарной свеклы, 25 процентов подсолнечника, 14 процентов плодов и ягод, 49 процентов винограда, 70 процентов риса от валового сбора этих культур в России. На Кубани возделывается более 100 сельскохозяйственных культур. Сельскохозяйственные угодья занимают 4450,2 тыс. гектаров, в том числе пашня - 3921,4 тыс. гектаров.

Агропромышленный комплекс - основная отрасль народного хозяйства края. Здесь занята половина трудоспособного населения Кубани. Агропромышленный комплекс включает 767 предприятий по производству сельхозпродукции, 137 предприятий по обслуживанию сельского хозяйства, 18 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и 870 тысяч личных подсобных хозяйств.

Переработкой сельскохозяйственной продукции в крае занимаются 339 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности различных форм собственности.

По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция краевых товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока.

Если в растениеводстве уровень производства приближается к уровню 1990 года, то в животноводстве к настоящему времени он восстановлен лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

недостаточно высокие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

ограничение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к финансовым рынкам, материально-техническим и информационным ресурсам;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Анализ динамики качественных показателей земель дает основание утверждать, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации.

В последние годы в крае продолжают действовать такие негативные процессы, как уменьшение площади орошаемых земель, устойчивое сокращение количества гумуса в почве, усиление процессов эрозии, наличие большого количества площадей с сильнокислыми и среднекислыми почвами, интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, ухудшение естественных лугов и пастбищ.

Указанные негативные процессы приводят к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия.

Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение для сельского хозяйства и экономики края в целом. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.

В целях сохранения почвенного плодородия и предотвращения дальнейшего развития указанных негативных процессов необходимо проведение комплекса мероприятий.

Рост продуктивности молочного скотоводства зависит от эпизоотического благополучия животноводства и в первую очередь от снижения уровня заболеваемости животных лейкозом крупного рогатого скота, наносящим значительный экономический ущерб.

Экономический ущерб от заболеваемости животных лейкозом крупного рогатого скота определяется не только финансовыми потерями в случаях заболевания, падежа, вынужденного убоя животных и введения ограничений в реализации племенного молодняка, молока и молочных продуктов, но и другими прямыми и косвенными потерями, связанными с ежегодными затратами на приобретение оборудования и реактивов для проведения гематологических и серологических исследований.

Ликвидация лейкоза крупного рогатого скота на территории Краснодарского края возможна только при комплексном подходе к решению этой проблемы, достаточном финансировании организационно-хозяйственных мероприятий и должном научном обеспечении проводимых мероприятий.

В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночным принципам и реализации мер по подъему аграрной экономики резко возрастает значение информационно-консультационного обеспечения инфраструктуры агропромышленного производства. Всем без исключения субъектам агропромышленного комплекса необходим оперативный доступ к интересующей их информации, позволяющей обеспечивать достижение своих экономических целей. Из-за отсутствия этого доступа экономика теряет от 20 до 40 процентов валовой выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Уровень информационного обеспечения влияет также на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли.

Во многих странах мира сельскохозяйственные консультационные службы оказываются единственными масштабными организациями, действующими в сельской местности.

На данный момент организовано 38 информационно-консультационных центров в 32 городах и районах края, из них 14 районных информационно-консультационных центров созданы в форме муниципальных учреждений, 17 - в форме обществ с ограниченной ответственностью, муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих партнерств. Большинство информационно-консультационных центров принимает активное участие в сельскохозяйственной жизни края. Они оказывают консультационные услуги по бухгалтерскому учету, юридическим вопросам, помогают в оформлении документов для получения кредитов в банках и субсидий. При тесном сотрудничестве с государственным учреждением Краснодарского края "Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр" районные центры получили возможность доведения до сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, научной технологической и рыночной информации своевременно и в полном объеме.

Вместе с тем ограниченные финансовые возможности краевого и районных информационно-консультационных центров не позволяют еще решать многие проблемы создания и развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Краснодарского края.

Комплексное решение проблем информационно-консультационной службы программно-целевым методом позволит создать централизованную систему информационного обеспечения всех категорий сельхозтоваропроизводителей края.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики Краснодарского края.