Существующая в настоящее время в Российской Федерации система допризывной подготовки молодежи во многом повторяет советскую, рассчитанную на двухгодичный срок службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства.
Переход с 2008 года на одногодичный срок военной службы по призыву повлек значительное повышение требований к качеству подготовки молодежи к военной службе.
Базовым фактором, определяющим способность молодого человека к службе в армии, является состояние его физического развития и здоровья.
По данным департамента здравоохранения Краснодарского края, основанным на результатах профилактических осмотров юношей 15 - 16 лет в 2008 году, только 29% детей абсолютно здоровы, 47,5% имеют функциональные нарушения здоровья и 23,5% составляют юноши с хроническими заболеваниями и инвалиды.
В структуре выявленных патологий, по результатам профилактических осмотров, на первом по распространенности месте (у 34,6% 15-летних и 41,4% 16-летних допризывников) находятся заболевания костно-мышечной системы, на втором месте (11%) - болезни органов кровообращения, на третьем месте (9,5% у 15-летних допризывников) - заболевания эндокринной системы и (13,8 у 16-летних юношей) - заболевания лорорганов.
В целом динамики на улучшение по группам здоровья в сравнении с 2007 годом не отмечается. Всего на диспансерном наблюдении с хронической патологией состояния здоровья состоят 47,6% осмотренных юношей 15 - 16 лет.
Особой проблемой является выявление у допризывной молодежи психических заболеваний и психических расстройств, а также выявление лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Существующая нормативная правовая база не позволяет создать систему обязательной проверки граждан на употребление наркотических веществ, выявления психических расстройств и заболеваний. За последние пять лет число впервые выявленных подростков в возрасте 15 - 17 лет включительно, больных алкоголизмом, увеличилось на 3,5%, а наркоманией на - 2,1%.
В средних общеобразовательных учреждениях Краснодарского края обучаются 95% юношей допризывного возраста, и мероприятия, направленные на улучшение состояния их здоровья, должны быть направлены на совершенствование оказания медицинской помощи именно в этих учреждениях. Однако укомплектованность врачами-педиатрами общеобразовательных учреждений составляет 74,8%, а ставки средних медицинских работников - 88%.
Согласно Концепции развития здравоохранения Российской Федерации, до 2020 года одним из основных направлений является профилактика.
Из осмотренных в 2008 году допризывников около 5 тысяч человек имеют хроническую патологию, 30% нуждаются в проведении санаторно-курортного лечения.
Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, в 2008 году по сравнению с 2006 годом снизился в Краснодарском крае на 4,3% и составил 64,3%.
Проблема ухудшения здоровья юношей допризывного возраста усугубляется существующими демографическими тенденциями. Количество юношей в течение последних 3 - 4 лет снижается на 5 - 9%.
Основной статистический показатель, характеризующий состояние тренированности и физического развития призывников, - наличие у них первого спортивного разряда или спортивного звания - в 2008 году составил всего лишь 2,5% (по Российской Федерации - 3%).
В первой половине 1990-х годов система военно-патриотического воспитания была исключена из учебных планов большинства государственных институтов, образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер.
В Краснодарском крае военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программ патриотического воспитания занимаются органы по делам молодежи и органы исполнительной власти края, осуществляющие управление в сфере образования, Управление по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края, общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты.
Сохранившиеся военно-патриотические объединения (клубы) распределены по муниципальным образованиям Краснодарского края неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть допризывной молодежи. Руководители объединений имеют различный уровень подготовки, повышение их квалификации системно не осуществляется.
Учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности большинства военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в сельской местности.
Введение с 1999 года подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" пока не дает желаемых результатов.
Учебные сборы, проводимые с учащимися 10-х классов общеобразовательных учреждений, а также с учащимися образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, являются одним из важнейших элементов адаптации допризывников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и согласно государственному образовательному стандарту составляют неотъемлемую часть предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Финансирование учебных сборов, осуществляемое за счет бюджетов муниципальных образований, составляет в среднем по краю 65% и не обеспечивает выполнения программы сборов в полном объеме. Из-за нехватки муниципальных средств часть учащихся вынуждена проходить программу сборов на базе образовательных учреждений, что, в свою очередь, снижает уровень подготовки допризывников, тем самым создавая разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
Учебно-материальная база образовательных учреждений, предназначенная для ведения спортивно-массовой и военно-патриотической работы, в 60% учебных заведений морально и физически устарела, во многих случаях не соответствует современным требованиям.
В связи с отсутствием в 30% образовательных учреждений края необходимого оборудования (тир, масса-габаритные макеты автомата Калашникова, полоса препятствий и другое) для преподавания основ военной службы в настоящее время возможно лишь теоретическое освещение данного компонента образовательной программы без отработки главной ее составляющей - практического освоения предмета.
Таким образом, необходимо создать условия для улучшения материально-технического обеспечения образовательных учреждений в сфере подготовки юношей к военной службе и приведения материально-технической базы учреждений к единым требованиям.
Допризывная подготовка граждан по военно-учетным специальностям в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществляется в общественных объединениях, крупнейшим из которых является Общероссийская общественно-государственная организация ДОСААФ России, а также в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и других организациях.
Вместе с тем за минувшее десятилетие роль организации ДОСААФ в подготовке граждан к военной службе была существенно снижена. Если до 1990 года в системе образовательных учреждений ДОСААФ России ежегодно готовились до 70% призывников, то в настоящее время такого рода подготовку проходит только каждый третий.
До 50 объектов материально-технической базы ДОСААФ России нуждаются в реконструкции и обновлении с учетом современных требований.