Недействующий

ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

от 09 декабря 1997 года N 109-КЗ

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Принят Законодательным собранием Краснодарского края

25 ноября 1997 года

В ред. Закона Краснодарского края

от 05.11.1999 г. N 211-КЗ НГР:ru23000199900096 , от 08.04.2003 г. N 571-КЗ НГР:ru23000200300067

Закон утратил силу в ред. Закона Краснодарского края

от 23.07.2003 г. N 606-КЗ НГР:ru23000200300160

Настоящим законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Краснодарского края, Законом Краснодарского края "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", устанавливается порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины


В настоящем законе используются следующие понятия и термины:

- местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом Краснодарского края и законами Краснодарского края, а также уставами муниципальных образований;

- участник местного референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в местном референдуме;

- право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования;

- комиссии местного референдума - коллегиальные органы, образуемые в порядке и сроки, установленные настоящим законом, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума;

- день проведения местного референдума - день голосования по вопросу, вынесенному на местный референдум;

- агитация по вопросам референдума - допускаемая законом и проводимая законными методами деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

- агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума, предназначенные для массового распространения при проведении референдума;

- наблюдатель - лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением и уполномоченное ими для наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования, установления его итогов, включая действия комиссии референдума при проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума.

Статья 2. Основные принципы проведения местного референдума


1. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2. Участие в местном референдуме является свободным и добровольным, контроль над волеизъявлением гражданина не допускается. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

3. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, рассматриваются комиссиями референдума и представительным органом местного самоуправления муниципального образования открыто и гласно.

4. При подготовке и проведении местного референдума используется русский язык.

Тексты проектов решений, выносимых на местный референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, принятые на референдуме решения, документы органов местного самоуправления, касающиеся проведения местного референдума, составляются (публикуются) на русском языке.

Статья 3. Право на участие в местном референдуме


1. В местном референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет, постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования, в котором проводится референдум.

Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования, в котором проводится референдум, находящийся в день проведения местного референдума вне территории этого муниципального образования, обладает всей полнотой прав на участие в местном референдуме.

2. В местном референдуме не имеет права участвовать гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Право на участие в местном референдуме учащихся, прибывших на учебу из других муниципальных образований, лиц, содержащихся в специальных режимных учреждениях, определяется уставом муниципального образования или нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

4. Любые прямые или косвенные ограничения прав участников местного референдума в зависимости от происхождения, должностного или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических или иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 4. Вопросы местного референдума


1. Участники референдума вправе решать на местном референдуме вопросы местного значения, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Краснодарского края и Законом Краснодарского края "О местном самоуправлении в Краснодарском крае".

2. На местный референдум не могут выносится вопросы:

- досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления осуществления полномочий органов местного самоуправления, а равно проведения досрочных выборов либо отсрочки указанных выборов в органы местного самоуправления;

- формирования состава органов местного самоуправления;

- избирания, утверждения, назначения либо дачи согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

- принятия или изменения местного бюджета, исполнения или изменения финансовых обязательств муниципального образования;

- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению охраны здоровья и безопасности населения.

На местный референдум не могут быть также вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

3. Вопросы, выносимые на местный референдум, должны исключать множественность их толкования.

4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии их реализации.

5. Местный референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения на территории данного муниципального образования, а также в течение трех месяцев после них.

6. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

Статья 5. Законодательство о местном референдуме и контроль за его соблюдением


1. Настоящий закон основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставе Краснодарского края, Законе Краснодарского края "О местном самоуправлении в Краснодарском крае".

2. Положения настоящего закона могут быть изменены не иначе как путем принятия закона Краснодарского края.

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 6. Инициатива проведения местного референдума


1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:

1) не менее одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования;

2) главе муниципального образования;

3) любому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;

4) общественным объединениям, зарегистрированным органом юстиции Краснодарского края не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в представительный орган местного самоуправления с инициативой проведения местного референдума, устав которых предусматривает участие в референдуме;

5) избирательным объединениям, зарегистрированным в соответствии с законодательством органами юстиции.

2. Для назначения местного референдума в представительный орган местного самоуправления должны быть представлены подписи не менее пяти процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы его проведения.

Статья 7. Реализация права требования проведения местного референдума


1. Каждый субъект инициативы проведения местного референдума, указанный в пункте 1 статьи 6 настоящего закона, может образовывать инициативную группу в количестве не менее десяти человек для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

В случае, если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, то руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации является инициативной группой по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа обращается в представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования с ходатайством о регистрации группы.

3. В ходатайстве инициативной группы указываются:

- формулировка вопроса либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для внесения на местный референдум;

- фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительств, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории данного муниципального образования.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы по проведению местного референдума, или решение съезда (конференции) общественного либо избирательного объединения с инициативой проведения местного референдума.

4. Представительный орган местного самоуправления, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего закона, в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

5. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение представительного органа местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положение Конституции Российской Федерации, Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Краснодарского края, настоящего закона и устава муниципального образования.

6. Представительный орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня регистрации инициативной группы формирует комиссию референдума муниципального образования в порядке, определенном статьей 14 настоящего закона.

7. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно собирать подписи участников референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после регистрации инициативной группы.

Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение тридцати пяти дней. Форма регистрационного свидетельства утверждается избирательной комиссией Краснодарского края.

Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

8. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на местный референдум.

В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума в отдельных частях территории муниципального образования не допускается.

9. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает число собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.

10. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в комиссию референдума муниципального образования.

11. Комиссия референдума муниципального образования проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего закона не позднее семи дней со дня поступления подписных листов, после чего информирует инициативную группу о результатах проведенной проверки и принятом решении.

При проверке достоверности подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При обнаружении среди проверяемых подписей двух и более процентов недостоверных подписей от общего количества представленных подписей в подписных листах или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия референдума муниципального образования принимает решение об отклонении требования о назначении местного референдума. Копия указанного решения направляется инициативной группе, и последняя не может повторно выступать с предложением о проведении местного референдума в течение двух лет.

О каждом проведении проверки должна извещаться инициативная группа. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать члены инициативной группы. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициативной группой до представления подписей в комиссию референдума муниципального образования, если это ими специально отмечено.

12. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего закона, устава муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в пункте 10 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего решения в представительный орган местного самоуправления для принятия решения о назначении референдума. Копия решения комиссии референдума муниципального образования направляется также инициативной группе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»