Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕНА 2013 - 2015 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Одной из приоритетных задач развития края, нашедшей свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года" (далее - Стратегия развития края), является обеспечение населения края доступным и комфортным жильем, увеличение объемов жилищного строительства в крае при общем снижении его стоимости на первичном рынке, стимулирование развития производства строительных материалов на основе внедрения энергосберегающих и экологичных технологий.

Основным направлением государственной жилищной политики является реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", задачи которого направлены на создание условий для развития жилищного строительства в регионе, сбалансированного стимулирования спроса и предложений на рынке жилья.

В ходе реализации краевой целевой программы "Жилище" в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 20 января 2010 г. N 16-п "О краевой целевой программе "Жилище" в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы" (далее - краевая целевая программа "Жилище" в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы"), были созданы правовые и организационные основы для исполнения государственной жилищной политики, определены ее приоритеты, отработаны механизмы ее реализации. Мероприятия, проводимые в рамках краевой целевой программы "Жилище" в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы" и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", создали основу для достижения цели обеспечения населения края доступным и качественным жильем и позволили скоординировать действия органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - муниципальные образования края), направленные на улучшение жилищных условий населения края.

В 2011 году в крае введено 1266,9 тыс. кв. метров жилья, что на 15,1 процента выше соответствующего показателя 2010 года. Несмотря на положительную динамику жилищного строительства в крае и высокий рейтинг среди субъектов Российской Федерации по объему ввода жилья (в 2011 году - 14-е место), жилищный вопрос, определяющий степень удовлетворения потребности в жилье, как объективно необходимое условие для поддержания жизнедеятельности каждого человека, по-прежнему остро стоит перед подавляющим большинством населения края.

В 2011 году в крае на душу населения введено 0,454 кв. метра общей площади жилья, что выше аналогичного показателя по субъектам Российской Федерации - 0,435 кв. метра общей площади жилья. Среди субъектов Российской Федерации край по данному показателю в 2011 году занял 19-е место. В 2010 году средняя обеспеченность населения края жильем составила 21,3 кв. метра, что ниже аналогичного показателя по субъектам Российской Федерации - 22,6 кв. метра.

Данные социологических исследований, проводимых в крае, показывают, что 45 процентов семей края не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в неудовлетворительном состоянии. Фактической возможностью улучшения жилищных условий обладают не более 18 процентов семей края. Острота проблемы заключается в недоступности благоустроенного жилья для значительной части населения края (малоимущих или недостаточно обеспеченных граждан) ввиду его дороговизны и отсутствия необходимых финансовых ресурсов у муниципальных образований края на строительство и приобретение жилья для предоставления его в социальный найм.

По состоянию на 01 января 2011 года 45207 семей края состояли на учете в муниципальных образованиях края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них 6961 - молодая семья.

Без государственной поддержки молодые семьи, как правило, не могут получить доступ на рынок жилья, так как не имеют достаточных накоплений.

Нерешенность проблемы обеспечения молодых семей жильем приводит к негативным явлениям в социальной сфере, поэтому поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики Российской Федерации.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, повышение доступности жилья является одним из стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. О приоритетности проблемы обеспечения жильем молодых семей свидетельствует включение подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы").

В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" уделяется значительное внимание не только вопросам обеспечения жильем наименее защищенных категорий граждан - молодых семей и получателей жилищных сертификатов, но и развитию системы классической ипотеки, рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и внедрению в практику новых ипотечных продуктов.

Влияние мирового финансово-экономического кризиса сказалось таким образом, что объем сделок по ипотеке сократился в крае практически в 4 раза (в 2008 году - 6677300,00 тыс. рублей, в 2009 году - 1775000,00 тыс. рублей). С 2010 года наблюдается рост числа и объемов ипотечных жилищных кредитов, выданных населению края. По данным Центрального Банка Российской Федерации по состоянию на 01 января 2012 года в крае российскими кредитными организациями были выданы ипотечные жилищные кредиты на общую сумму 8047000,00 тыс. рублей.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей края - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов ипотечного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования.

Для дальнейшего увеличения рынка доступного жилья для различных категорий граждан необходимо создание многоуровневой системы альтернативного кредитования населения края, которая включала бы как традиционную систему ипотечного жилищного кредитования, так и различные системы социальной ипотеки.

Развитие ипотечного жилищного кредитования является одним из действенных механизмов решения задачи повышения платежеспособности населения края.

В соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1201-р, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятные условия для развития рынка жилья, осуществляют реализацию региональных программ и участие в реализации федеральных программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации система градостроительства и землепользования направлена на стимулирование привлечения частных инвестиций в жилищное строительство. Однако существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. Большая часть жилищного строительства в крае финансируется непосредственно за счет собственных средств населения края, развито слабо кредитование застройщиков на цели жилищного строительства.

Удорожание стоимости строительства жилья в крае обусловлено преобладанием точечной застройки по индивидуальным проектам, постоянным ростом цен на энергоносители, строительные материалы, конструкции, оборудование. В среднем более 6 процентов стоимости строительства жилья в крае составляют затраты застройщика на обеспечение объекта коммунальной инфраструктурой, что влечет за собой увеличение стоимости 1 кв. метра строящегося жилья.

Стоимость 1 кв. метра строящегося жилья повышает существующая практика возложения на застройщиков затрат, связанных с дополнительными нагрузками по развитию и обустройству магистральных и внутриквартальных инженерных сетей.

Очевидным условием успешной реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой, повышения их рентабельности для частных инвесторов является устранение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства.

Вышеуказанные проблемы в жилищном строительстве в крае носят межотраслевой и межведомственный характер и требуют решения программно-целевым методом.

Учитывая состояние краевого бюджета и местных бюджетов, решение вышеуказанных проблем в жилищном строительстве в крае невозможно осуществить без участия средств федерального бюджета.

Отсутствие проработанного комплекса программных мероприятий, направленных на перспективное развитие жилищного строительства в крае, приведет к замедлению положительных процессов, наметившихся в 2009 - 2012 годы в данной сфере экономики, негативно отразится на динамике ввода жилья и темпах роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Строительство".

Основными недостатками решения проблем в жилищном строительстве без использования программно-целевого метода являются:

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании перечня мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения населения края доступным и качественным жильем;

отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем, с участием федеральных органов исполнительной власти и использованием средств федерального бюджета;

недостаточная прозрачность основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для развития жилищного строительства в крае.

Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на эффективности расходования средств краевого бюджета. Вследствие чего сроки и затраты, необходимые для достижения результатов Программы, возрастут, а отдельные задачи Программы не будут достигнуты.