С принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон) на федеральном уровне были закреплены инновационные принципы и механизмы взаимодействия органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В частности, Федеральным законом закреплены права граждан на получение государственных и муниципальных услуг своевременно и в соответствии со стандартом, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя, досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и муниципальных услуг, получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.
В целях реализации Федерального закона в Ставропольском крае в 2011 - 2012 годах принято свыше 40 нормативных правовых актов Ставропольского края, регламентирующих вопросы, касающиеся организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Ставропольского края.
Законодательно урегулированы вопросы:
организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с Законом Ставропольского края "О некоторых мерах по организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг";
организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Ставропольского края в соответствии с Законом Ставропольского края "О некоторых вопросах организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт";
государственной поддержки создания и развития многофункциональных центров в соответствии с Законом Ставропольского края "О государственной поддержке создания и деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае".
В целях проведения инвентаризации государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, осуществлен анализ законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края в части, касающейся полномочий органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
По результатам указанной работы в Ставропольском крае сформированы и утверждены приказом министерства экономического развития Ставропольского края от 01 июня 2011 г. N 173/од "Об утверждении перечней государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края":
Перечень государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края;
Перечень государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края в рамках отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Ставропольском крае сформированы перечни муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в пределах их полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований Ставропольского края.
Органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в рамках реализации Федерального закона создаются современные, удобные для заявителей модели получения государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края, и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.
Перспективным является использование опыта предоставления государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края, и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, по принципу "одного окна", который реализуется в многофункциональных центрах.
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" обеспечит существенное снижение затрат заявителей при взаимодействии с органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.
Принцип "одного окна" должен реализовываться многофункциональными центрами путем организации взаимодействия с органами исполнительной власти Ставропольского края, предоставляющими государственные услуги, или органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителей в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ставропольского края и соглашениями о взаимодействии по обеспечению информационного обмена документами (сведениями) в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.
В связи с этим необходима комплексная оптимизация государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае, а также практики административно-управленческой деятельности и существующего режима нормативного правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае по наиболее значимым и востребованным сферам общественных отношений. В итоге должны быть существенно уменьшены временные, организационные и финансовые издержки заявителя при взаимодействии с органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, в том числе:
сокращены сроки предоставления государственных и муниципальных услуг;
сокращено количество документов, требуемых от заявителя;
выявлены и исключены избыточные и дублирующие административные процедуры;
обеспечено межведомственное и межуровневое взаимодействие, позволяющее сократить количество обращений заявителя в органы исполнительной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и иные организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
усовершенствовано нормативное правовое регулирование порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;
закреплен перечень оснований и состав процедур установления ответственности за ненадлежащее предоставление государственных и муниципальных услуг в результате вышеперечисленных мероприятий;
увеличено количество заявителей, удовлетворенных качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края;
увеличено количество заявителей, удовлетворенных качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров.
В рамках повышения эффективности государственного управления и снижения избыточных административных барьеров одной из ключевых задач является совершенствование государственных контрольных (надзорных) и разрешительных функций органов исполнительной власти Ставропольского края в различных сферах общественных отношений.
Системообразующим нормативным правовым актом в сфере осуществления контрольных (надзорных) функций органов исполнительной власти Ставропольского края является Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В целях проведения инвентаризации государственных контрольных (надзорных) функций, исполняемых органами исполнительной власти Ставропольского края, осуществлен анализ законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края в части, касающейся полномочий органов исполнительной власти Ставропольского края по исполнению государственных контрольных (надзорных) функций.