ЗАКОН
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
от 18 декабря 2007 года N 69-кз
ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Ставропольского края от 26 сентября 2014 года N 82-кз
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой СК
6 декабря 2007 года
(в ред. Законов СК от 20.10.2011 г. N 86-кз, НГР: ru26000201100816
от 07.02.2012 г. N 11-кз, НГР: ru26000201200058;
и от 10.12.2013 г. N 109-кз, НГР: ru26000201300926)
1. Настоящий Закон регулирует порядок и условия участия граждан Российской Федерации в обеспечении охраны общественного порядка на территории Ставропольского края.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с организацией и деятельностью правоохранительных органов, частной детективной и охранной деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью по обеспечению общественной безопасности.
Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, соблюдения прав и свобод граждан, уважения их чести и достоинства, взаимодействия с правоохранительными органами, исполнительными органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления Ставропольского края, недопустимости подмены их полномочий в сфере обеспечения общественного порядка.
1. Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
2. Индивидуальное и коллективное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется посредством:
1) самостоятельного или совместного с органами внутренних дел участия в обеспечении охраны общественного порядка в общественных местах, в том числе во время проведения массовых мероприятий;
2) непосредственной реализации гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;
3) организации и участия в деятельности общественных пунктов охраны порядка;
4) информирования правоохранительных органов о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений;
причинах и условиях, способствующих их совершению;
5) оказания содействия правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) участия совместно с органами внутренних дел в проведении мероприятий по пресечению хищений имущества на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также сохранности урожая сельскохозяйственных культур;
7) оказания содействия органам миграционной службы в мероприятиях по выявлению и пресечению нарушений правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, проверке соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
8) участия в неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятиях в случае стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;
9) участия в обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;
10) оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не запрещенных законодательством.
3. Индивидуальное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в виде внештатного сотрудничества с органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. Коллективное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка, к которым относятся:
добровольная народная дружина; муниципальная казачья дружина; добровольная студенческая дружина.
5. На деятельность добровольных формирований населения по охране общественного порядка не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".
1. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка могут создаваться на территориях поселений и городских округов Ставропольского края по инициативе граждан по месту жительства, обучения, а также по инициативе органов территориального общественного самоуправления, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.
(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. N 109-кз, НГР: ru26000201300926)
2. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка действуют в соответствии с настоящим Законом, а также положениями о добровольной народной дружине, муниципальной казачьей дружине, добровольной студенческой дружине, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления Ставропольского края.
3. Муниципальная казачья дружина может создаваться на территории соответствующего поселения или городского округа Ставропольского края из числа казаков казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
4. Добровольные студенческие дружины могут создаваться в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территориях соответствующих поселений и городских округов Ставропольского края, из числа студентов указанных образовательных организаций.";
(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. N 109-кз, НГР: ru26000201300926)
5. Не допускается создание добровольных формирований населения по охране общественного порядка при общественных объединениях, в том числе при политических партиях и их органах, а также создание и деятельность структур политических партий в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
6. В состав добровольных формирований населения по охране общественного порядка могут входить граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет, проживающие на территории Ставропольского края, изъявившие желание участвовать в деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
7. Членами добровольных формирований населения по охране общественного порядка не могут быть лица:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) состоящие на учете в медицинских организациях по поводу наркомании (токсикомании), алкоголизма, психического или иного заболевания, препятствующего участию в обеспечении охраны общественного порядка;
3) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
4) подвергавшиеся административному наказанию за совершенные административные правонарушения, в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию.";
(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. N 109-кз, НГР: ru26000201300926)
8. Гражданам, входящим в состав добровольных формирований населения по охране общественного порядка, выдаются удостоверения, форма которых устанавливается соответствующим органом местного самоуправления.
1. Основной задачей добровольных формирований населения по охране общественного порядка является оказание содействия органам внутренних дел на территории Ставропольского края в их деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений.
2. К функциям добровольных формирований населения по охране общественного порядка относятся:
1) участие в охране общественного порядка на улицах, в жилых микрорайонах, общественных местах населенных пунктов, на транспортных магистралях, а также участие в поддержании общественного порядка во время проведения массовых мероприятий;
2) оказание содействия правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений, профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
3) оказание содействия правоохранительным органам в мероприятиях по пресечению хищений имущества (в том числе квартирных краж, хищений имущества на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений), хулиганства, пьянства, наркомании, нарушений правил охоты и рыболовства, детской безнадзорности, правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних, иных правонарушений, а также проведение мероприятий по охране и защите природных ресурсов, сохранности урожая сельскохозяйственных культур;
4) оказание содействия органам миграционной службы в мероприятиях по выявлению и пресечению нарушений правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, проверке соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
5) участие в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;
6) оказание содействия специальным службам в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.
(в ред. Закона СК и от 07.02.2012 г. N 11-кз, НГР: ru26000201200058)
1. Координация деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка и обеспечение их взаимодействия с органами внутренних дел осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ставропольского края.
2. Руководство деятельностью добровольных формирований населения по охране общественного порядка осуществляют руководители указанных формирований, избираемые из числа членов соответствующего формирования.
3. Для координации деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка и их эффективного взаимодействия с органами внутренних дел органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ставропольского края могут создаваться штабы дружин.
4. Состав, порядок создания и деятельности штаба дружин определяются положением, утверждаемым органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ставропольского края.
(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. N 109-кз, НГР: ru26000201300926)
1. Граждане, участвующие в обеспечении охраны общественного порядка, имеют право на ношение и применение средств индивидуальной защиты в соответствии с федеральным законодательством.
2. Граждане, участвующие в обеспечении охраны общественного порядка, обязаны:
1) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения совершения правонарушений;
2) препятствовать необоснованному ограничению прав и свобод граждан;
3) в случаях обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих безопасности или общественному порядку, либо в случае непосредственного выявления указанных событий или фактов сообщать об этом в органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией;
4) принимать меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от противоправных действий или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, создающем угрозу их жизни и здоровью;
5) при исполнении обязанностей носить нарукавную повязку с надписью "Дружинник" и удостоверение;
6) быть тактичными и вежливыми в обращении с гражданами.
3. Граждане, участвующие в обеспечении охраны общественного порядка, не имеют права:
1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
2) совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан.";
1. Правоохранительные органы не могут привлекать граждан для участия в мероприятиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.
2. Правоохранительные органы не вправе разглашать сведения об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка, если это прямо не установлено федеральным законом или не является желанием гражданина.
3. Гражданам, участвующим в охране общественного порядка в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка, запрещается:
(Утратил силу в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. N 109-кз, НГР: ru26000201300926)
1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов;
2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
3) создавать препятствия служебной деятельности правоохранительных органов;
4) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях;
5) допускать необоснованное ограничение прав и свобод граждан;