Правопорядок, работа по профилактике правонарушений в Ставропольском крае и создание благоприятных условий для жизнедеятельности жителей Ставропольского края - ключевая цель проводимой Правительством Ставропольского края социальной политики.
В условиях социально-экономического кризиса проблемы профилактики правонарушений в Ставропольском крае, как и в целом по России, остаются предельно острыми и их безотлагательное решение в настоящее время жизненно необходимо.
Криминогенная обстановка в Ставропольском крае ставит перед правоохранительными органами Ставропольского края новые задачи по организации и реализации практических мер по предупреждению совершения правонарушений. Крайне негативное влияние на уровень преступности оказало прекращение функционирования системы социальной профилактики правонарушений, существовавшей в СССР до 90-х годов. Проводимые органами исполнительной власти Ставропольского края, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления несогласованные между собой мероприятия по профилактике правонарушений не приводят к желаемому результату и не влияют на динамику развития криминальных процессов в Ставропольском крае. Темпы создания системы социальной профилактики правонарушений с привлечением в качестве субъектов профилактики правонарушений органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций Ставропольского края независимо от их форм собственности, политических партий и движений, общественных организаций, населения Ставропольского края в настоящее время не отвечают современным требованиям.
На протяжении последних лет на территории Ставропольского края наблюдается устойчивый рост количества совершаемых правонарушений. Уровень преступности на территории Ставропольского края является одним из самых высоких в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации (154 преступления на 10 тыс. населения). В криминальную и противоправную сферу деятельности в основном вовлекаются наименее защищенные слои населения Ставропольского края.
Удельный вес выявленных лиц, совершивших преступления на территории Ставропольского края, в настоящее время составляет 0,8 процента всего населения Ставропольского края, совершивших административные правонарушения, - 13,5 процента.
Средний возраст лиц, совершивших преступления, снижается. В последнее время около 50 процентов преступлений совершаются лицами, не достигшими 30-летнего возраста.
Во многом это связано с социально-экономическими и территориальными особенностями Ставропольского края, среди которых:
низкий уровень доходов части населения Ставропольского края (пятая часть жителей Ставропольского края имеет доходы на уровне либо ниже прожиточного минимума);
большая часть населения Ставропольского края, ведущего антисоциальный образ жизни и требующего повышенного профилактического контроля со стороны правоохранительных органов. На учете в органах внутренних дел по Ставропольскому краю состоят более 17 тыс. человек, в их числе ранее судимые - 10813; несовершеннолетние, состоящие на учете за совершение правонарушений, - 4718; лица, допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, - 675;
более 31500 незанятых жителей Ставропольского края, а также высокий удельный вес мигрантов, не имеющих достаточных средств к существованию.
Как следствие, три четверти всех преступников (68,7 процента) - это лица, не имеющие постоянного источника дохода (14681 человек), 41 процент уже имели криминальный опыт совершения преступлений и ранее привлекались к уголовной ответственности (8791 человек), 7,5 процента преступников находились в состоянии алкогольного опьянения (1598 человек).
Низкий уровень доходов части населения Ставропольского края приводит к увеличению количества преступлений корыстной направленности: грабежей и разбойных нападений, краж (17929 преступлений), в том числе совершаемых молодежью.
Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах. Вследствие недостаточного количества нарядов патрульно-постовой службы милиции на улицах городов и населенных пунктов Ставропольского края криминальная обстановка обострилась. Ежегодно в общественных местах совершается более 6150 преступлений, при этом удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве преступлений, совершаемых на улицах городов и населенных пунктов Ставропольского края, ежегодно возрастает и по итогам 2008 года составил около 25 процентов (1538 преступлений).
В 2008 году совершено 362 преступления с использованием оружия, в том числе в 107 случаях преступники в ходе совершения преступлений применяли огнестрельное оружие. Выявлено 745 фактов незаконного оборота огнестрельного оружия, его рост составил 15,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Серьезной опасностью для процессов стабилизации социально-экономической обстановки в Ставропольском крае и успешной реализации экономических реформ является криминализация экономики. В 2008 году зарегистрировано 8279 экономических преступлений, рост - 4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Не снижаются объемы производства в Ставропольском крае контрафактной продукции спиртных и спиртосодержащих напитков. В 2008 году выявлено 628 таких факта, что практически остается на уровне 2007 года.
Учитывая высокую латентность рецидивной преступности, экспертные оценки указывают на большой уровень преступлений данного вида среди лиц, ранее совершавших преступления. Ежегодно из мест лишения свободы, находящихся на территории Ставропольского края, освобождаются более 5000 человек. Всего в настоящее время на учете в органах внутренних дел по Ставропольскому краю состоит 10813 ранее судимых лиц и 8588 - лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Из данной категории лиц не более 3 процентов устраиваются на работу (по сведениям управления государственной службы занятости населения Ставропольского края), остальные возвращаются к преступной деятельности, вовлекая в нее более молодое поколение.
На протяжении последних лет удельный вес количества подростков среди лиц, совершивших преступления, остается очень высоким (7,4 процента). Все чаще подростками совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления. В 2008 году совершено 511 тяжких и особо тяжких преступлений.
Несовершенство законодательства приводит к тому, что подростки, неоднократно совершившие правонарушения, остаются безнаказанными и вовлекают других несовершеннолетних в криминальную среду.
В Ставропольском крае необходимо внедрять в практику различные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях Ставропольского края, социальные центры для детей дошкольного возраста.
В Ставропольском крае продолжает увеличиваться количество лиц без определенного места жительства и утративших социальные связи. В 2008 году сотрудниками органов внутренних дел по Ставропольскому краю оказана помощь более 3 тыс. граждан данной категории в оформлении и помещении в государственное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Свистухинский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" Кочубеевского района Ставропольского края.
В настоящее время в работу по профилактике правонарушений не привлекаются политические партии и движения, общественные организации и объединения (в том числе национально-культурные), иные общественные институты, осуществляющие свою деятельность на территории Ставропольского края. Не в полной мере задействован и потенциал казачества по профилактике правонарушений.
С каждым годом в Ставропольском крае увеличивается количество частных охранных предприятий и служб безопасности. В настоящее время зарегистрировано 399 частных охранных предприятий и служб безопасности, в них работают 9234 сотрудника. Значительное количество правонарушений совершается на охраняемых объектах и территориях, в том числе и сотрудниками указанных структур.
Требуется серьезное укрепление материально-технической базы органов внутренних дел по Ставропольскому краю. Укомплектованность их подразделений специальным автотранспортом составляет менее 70 процентов от необходимой потребности. Недостаточно обеспечены вещевым довольствием, средствами вооружения, защиты и активной обороны, радиостанциями и офисной техникой подразделения полиция ГУ МВД России по краю. Такое положение дел с обеспеченностью не позволяет оперативно маневрировать силами и средствами, своевременно ориентировать личный состав, несущий службу, на раскрытие правонарушений. Требуется активное внедрение современных средств связи, электронных и компьютерных систем обработки оперативной информации по предупреждению и раскрытию правонарушений, систем видеонаблюдения. - {Изменение:
Постановление Правительства Ставропольского края от 17 января 2012 г. N 3-п, НГР: ru26000201200014}
Проблема профилактики правонарушений носит межведомственный характер, так как затрагивает сферу деятельности ряда органов исполнительной власти Ставропольского края и для достижения установленных целей должна решаться с использованием программно-целевого метода.
Риски, связанные с реализацией Программы, и способы их минимизации представлены в таблице 1.
Таблица 1