Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ ДО 2009 ГОДА

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1 "О Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. N 425, от 28 июля 2006 г. N 465 и от 12 июня 2007 г. N 370) и распоряжением Губернатора Ставропольского края от 01 августа 2006 г. N 603-р "О перечне краевых целевых и ведомственных целевых программ, принимаемых к разработке в 2006 году" (с изменениями, внесенными распоряжениями Губернатора Ставропольского края от 27 ноября 2006 г. N 930-р и от 26 января 2007 г. N 31-р).

Почти на всей территории Ставропольского края (более 95 процентов) сохраняется высокий уровень техногенной и природной опасности. Более 90 процентов населения Ставропольского края проживает в условиях повышенного риска, вызванного угрозой чрезвычайных ситуаций различного характера.

За период с 1996 по 2005 год на территории Ставропольского края произошло 140 чрезвычайных ситуаций, в которых погибло 225 человек, пострадало более 100 тыс. человек, нарушены условия жизнедеятельности около 1 млн. человек. Среднегодовой рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на территории Ставропольского края составил: по числу погибших - 2,2 процента, пострадавших -3,4 процента, материальному ущербу - 7,2 процента.

Ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий становится все менее эффективной и более затратной. Среднегодовой ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций за последние 10 лет составляет 1406200,0 тыс. рублей или 16,8 процента среднегодового бюджета Ставропольского края.

Проведенный за период с 1996 по 2005 год сравнительный анализ размера материального ущерба от чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Ставропольского края, и выделенных финансовых средств для ликвидации их последствий показывает, что та финансовая помощь, которая предоставляется из федерального бюджета и бюджета Ставропольского края на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций недостаточна и компенсирует только 15-20 процентов причиненного чрезвычайными ситуациями материального ущерба.

В 2005 году от последствий 26 чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Ставропольского края, погибло 29 человек, пострадало 3923 человека, прямой материальный ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций составил 125500 тыс. рублей, а на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций из бюджета Ставропольского края было выделено 10359 тыс. рублей, что составляет только 8 процентов от средств, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

За 11 месяцев 2006 года от последствий 31 чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ставропольского края, погибло 57 человек, пострадало 1173 человека, прямой материальный ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций составил 1556454 тыс. рублей, а на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций из бюджета Ставропольского края было выделено 30700 тыс. рублей, что составляет только 2 процента от средств, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества аварий, катастроф, стихийных бедствий и масштабов их последствий, заставляет искать новые способы решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Практика показывает, что в тех странах Западной Европы, где осуществляются меры государственного регулирования с целью снижения риска чрезвычайных ситуаций, число аварий и катастроф сократилось за 10 лет в 7-10 раз.

По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук, затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям в 10-15 раз меньше величины возможного ущерба.

Практика реализации аналогичных целевых программ в других субъектах Российской Федерации показывает, что необходимый уровень координации действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций, может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов. Выполнение мероприятий целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в других субъектах Российской Федерации показало существенное снижение количества чрезвычайных ситуаций даже при частичном (30-50 процентов) выполнении мероприятий Программы. Например, реализация аналогичной целевой программы на территории Краснодарского края позволила в 2005 году снизить количество природных чрезвычайных ситуаций (с 28 до 3) и как следствие снизить в 9 раз размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.