Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2010 - 2013 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Предлагаемая Подпрограмма направлена на реализацию государственной политики в области расширения доступности, повышения качества и эффективности профессионального образования, а также на удовлетворение растущей потребности отраслей экономики и социальной сферы Ставропольского края в квалифицированных рабочих и специалистах, отвечающих требованиям инновационного развития технологических производств.

Система профессионального образования Ставропольского края по состоянию на начало 2010 года включала в себя следующие образовательные учреждения профессионального образования: начального - 10, среднего - 54, высшего - 23. Кроме того, на территории Ставропольского края осуществляют свою образовательную деятельность 41 филиал государственных и 14 филиалов негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, 12 филиалов государственных и 3 филиала негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Общее число обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования в Ставропольском крае составляет 186,2 тыс. человек, в том числе: 140,6 тыс. человек обучаются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, 39,8 тыс. человек - в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, 5,8 тыс. человек - в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

Подготовка рабочих и специалистов среднего и высшего звена ведется по 25 укрупненным группам профессий и специальностей или более чем по 150 специальностям и направлениям подготовки. Согласно усредненным статистическим данным ежегодно образовательными учреждениями профессионального образования всех уровней и форм собственности, осуществляющими свою образовательную деятельность на территории Ставропольского края, на рынок труда Ставропольского края выпускается около 26 тыс. человек, прошедших обучение по очной (дневной) форме обучения. Из них по профессиям рабочих и специалистов среднего звена не более 50 процентов.

В Ставропольском крае проводятся мероприятия по оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений. За период с 2004 года ряд малокомплектных образовательных учреждений преобразованы в филиалы более крупных образовательных учреждений либо объединены с крупными образовательными учреждениями.

Ставропольский край является одним из первых субъектов Российской Федерации, который интенсивными темпами стал развивать систему многоуровневого, непрерывного профессионального образования. В Ставропольском крае созданы учреждения среднего и высшего профессионального образования, реализующие многоуровневые учебные планы и программы.

Катализатором системных изменений в начальном и среднем профессиональном образовании Ставропольского края стало создание в структуре государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Ставропольского края 4 профильных ресурсных центров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов для приоритетных отраслей экономики Ставропольского края (далее - профильные ресурсные центры) и участие государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Ставропольского края в проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта "Образование" конкурсном отборе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для получения государственной поддержки на подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств. За период с 2008 по 2010 год в состав победителей названного конкурсного отбора вошли 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования Ставропольского края. На реализацию их инновационных образовательных программ и развитие профильных ресурсных центров в качестве государственной поддержки из федерального бюджета получено около 100 млн рублей и направлено из бюджета Ставропольского края 70,25 млн рублей.

Проводимая в Ставропольском крае оптимизация и реструктуризация сети образовательных учреждений - это не разрушение старой системы подготовки рабочих и специалистов, а ее всестороннее обновление, органическое соединение с интересами организаций, поиск путей многоканального финансирования.

Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года", и Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, решение задачи по подготовке рабочих и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием для организаций, реализующих на территории Ставропольского края инвестиционные проекты, планируется осуществлять на базе образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в том числе, имеющих в структуре профильные ресурсные центры, что требует активного развития взаимовыгодных партнерских отношений между образовательными учреждениями и организациями.

Реализуемый приоритетный национальный проект "Образование" дал определенный импульс развитию в Ставропольском крае партнерских отношений между образовательными учреждениями, организациями и другими экономическими структурами. Работодатели предоставляют обучающимся в образовательных учреждениях рабочие места для организации их производственного обучения и производственной практики с использованием современного технологического оборудования, формируют заказ на подготовку необходимых им кадров. С участием работодателей в образовательных учреждениях проводится разработка и корректировка образовательных программ по подготовке рабочих и специалистов, что способствует последующему трудоустройству выпускников.

Образовательные учреждения активно участвуют в реализации краевых целевых программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края. Инженерно-педагогическими коллективами образовательных учреждений активизирована работа по взаимодействию с районными и городскими службами занятости населения, а также с работодателями в вопросах опережающего обучения граждан. За 2010 год на базе образовательных учреждений по программам ускоренной курсовой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации прошли обучение более 2,3 тыс. человек.

Основными проблемами, препятствующими эффективному обеспечению отраслей экономики и социальной сферы Ставропольского края выпускниками образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, являются:

1. Отсутствие действенной системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики Ставропольского края в трудовых ресурсах.

Это приводит к значительным диспропорциям в подготовке специалистов по уровням образования и секторам экономики. В частности, для промышленных предприятий характерен недостаток рабочих по профессиям: станочник (металлообработка), токарь, фрезеровщик, наладчик станков и оборудования в механообработке, слесарь, электромонтер и др. Строительные организации испытывают дефицит в каменщиках, монтажниках, бетонщиках, кровельщиках, столярах-плотниках, малярах, штукатурах-плиточниках, слесарях по строительно-монтажным работам, машинистах кранов, машинистах дорожных и строительных машин и др. В аграрном секторе ощущается острый дефицит механизаторских кадров, обладающих навыками управления и обслуживания сложной энергонасыщенной, многофункциональной сельскохозяйственной техникой нового поколения.

В целях преодоления дисбаланса рынка труда Ставропольского края и рынка образовательных услуг Ставропольского края организуются курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов, которые проводятся как в образовательных учреждениях, так и на базе соответствующих организаций (внутрифирменная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров). Однако данные мероприятия не могут кардинально изменить ситуацию на рынке труда Ставропольского края.

2. Неблагоприятная демографическая ситуация в сочетании с утратой престижа и привлекательности рабочих профессий для молодежи.

За последние годы в силу демографических причин, повлекших ежегодное сокращение числа выпускников общеобразовательных учреждений, происходит сокращение общего числа обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях профессионального образования. Как следствие, снижение объемов подготовки рабочих и специалистов среднего звена будет происходить во всех отраслях экономики Ставропольского края. В связи с этим резко возрастают требования к информированию населения Ставропольского края, в том числе молодежи, о развитии отраслей экономики и состоянии рынка труда Ставропольского края, а также об организации работы по профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных учреждений. Необходимо создание качественно новых, адекватных современным требованиям, условий для обучения, повышения привлекательности начального и среднего профессионального образования для молодежи, повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений для работодателей.

3. Неудовлетворительное качество подготовки выпускников образовательных учреждений.

Во многом низкое качество подготовки связано с устаревшей материально-технической базой образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Физический и моральный износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования в большинстве образовательных учреждений составляет 60 - 80 процентов. Существовавшая ранее практика закрепления за образовательными учреждениями базовых предприятий, которые активно помогали образовательным учреждениям в оснащении оборудованием и ремонте зданий, не действует, а средств бюджета Ставропольского края на эти цели выделяется в недостаточном объеме. В результате образовательные учреждения не могут обеспечить подготовку кадров высокой квалификации, отвечающих современным требованиям.

Необходима дальнейшая работа по повышению качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов с использованием современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, позволяющая гибко реагировать на потребности рынка труда Ставропольского края. Требуется дальнейшая модернизация материально-технической базы образовательных учреждений, которая позволит расширить перечень оказываемых образовательными учреждениями образовательных услуг и работ, увеличить объемы производимой в учебно-производственных мастерских, лабораториях и участках продукции и, как следствие, увеличить объем привлекаемых внебюджетных средств, часть из которых будет направляться на оплату труда педагогических и инженерно-педагогических работников.

Существует также проблема обеспечения образовательных учреждений педагогическими и инженерно-педагогическими кадрами. Укомплектованность учреждений начального и среднего профессионального образования педагогическими и инженерно-педагогическими кадрами составляет около 70 процентов от потребности. Особо остро стоит вопрос в обеспечении образовательных учреждений преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения. Одной из основных причин такого состояния кадрового потенциала является низкий уровень заработной платы и отсутствие иных стимулирующих факторов для привлечения подготовленных специалистов, в том числе квалифицированных мастеров производственного обучения, имеющих опыт работы в организациях реального сектора экономики.

Существующая в настоящее время практика оценки качества профессионального образования в процедурах государственной итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений выявляет только один аспект качества - соответствие образовательных результатов требованиям государственных образовательных стандартов. По своей сути эта оценка является ведомственной. Требования работодателей к качеству подготовки выпускников в материалах аттестации учитываются слабо.

4. Отсутствие эффективного взаимодействия работодателей с системой профессионального образования.

В значительной степени проблемы качества профессионального образования и структуры подготовки рабочих и специалистов связаны с отсутствием эффективных механизмов привлечения работодателей к формированию заказа на их подготовку, организации профессионального обучения, вложению средств организаций в развитие профессионального образования.

5. Неготовность значительной части выпускников образовательных учреждений к проявлению социально активной жизненной позиции, в том числе к проявлению творческой активности в трудовой деятельности и социальной адаптации в трудовых коллективах.

Необходима дальнейшая координация действий по развитию в образовательных учреждениях форм студенческого самоуправления, привлечению обучающейся молодежи к участию в общественных движениях, в массовых мероприятиях по различным направлениям, в целях формирования социально активной творческой личности и профилактики асоциального поведения молодежи.

Существующие проблемы в сфере профессионального образования могут быть решены только программно-целевым методом, что предполагает реализацию комплекса мероприятий, создание централизованного механизма их координации, разработки системы целевых индикаторов и показателей Подпрограммы с целью оценки эффективности мероприятий Подпрограммы.

Использование программно-целевого метода позволит с учетом экономических, социально-культурных и демографических условий сформировать в Ставропольском крае эффективную систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов, направленную на преодоление дисбаланса рынка труда и рынка образовательных услуг Ставропольского края, и избежать таких негативных последствий и рисков, как: