Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы России. Экономика страны, в том числе и Ставропольского края, зависит от эффективности работы транспортной инфраструктуры. Без сети автомобильных дорог надлежащего уровня невозможно решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественных производителей, укрепления национальной безопасности государства.
Данная Программа разработана для развития в Ставропольском крае сети региональных и местных автомобильных дорог.
Ставропольский край расположен в самом центре Предкавказья - между Европой и Азией, Черным и Каспийским морями, что способствует развитию региональных, межрегиональных (внутри Северо-Кавказского федерального округа и между ближайшими федеральными округами) и международных связей. Через Ставропольский край проходит основной транзитный поток грузов и пассажиров из республик Северного Кавказа, Поволжья и закавказских стран СНГ (Азербайджанская Республика, Грузия), а также все основные инженерные коммуникации.
Конфигурация и плотность сети автомобильных дорог на территории Ставропольского края определяются, прежде всего, степенью развития зон и районов Ставропольского края. Для Ставропольского края как и для Северного Кавказа в целом характерна концентрация автомобильных дорог основной сети в районе административных центров муниципальных образований Ставропольского края и других крупных городов, а также вдоль железнодорожных линий и в особых экономических зонах.
К недостаточно развитым в экономическом отношении районам Ставропольского края относятся восточные районы Ставропольского края. Такое положение объясняется сложными природными условиями и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры Ставропольского края.
Сеть автомобильных дорог Ставропольского края является значимым элементом транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа. Протяженность региональных автомобильных дорог в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2010 года составила 4314,05 км, из них:
доля автомобильных дорог с твердым покрытием - 4286,82 км (99,4 процента);
доля автомобильных дорог с грунтовым покрытием - 27,24 км (0,6 процента).
К твердому типу покрытия автомобильных дорог относятся: покрытия усовершенствованного типа (в Ставропольском крае ими покрыто 3814,70 км (88,4 процента) автомобильных дорог); покрытия переходного типа (в Ставропольском крае ими покрыто 472,11 км (10,9 процента) автомобильных дорог).
В зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильные дороги Российской Федерации классифицируются по классам и категориям.
В Ставропольском крае 10,84 км региональных автомобильных дорог по техническим параметрам являются автомобильными дорогами I категории, 488,24 км - II категории, 1664,59 км - III категории, 2117,26 км - IV категории и 5,88 км - V категории. На них расположено 17 путепроводов (протяженность 1415,77 погонных метра), 192 моста (протяженность 7403,24 погонных метра), 1962 трубы (протяженность 32641,14 погонных метра) и 22 пересечения с железными дорогами.
Более 2740 км (33 процента) региональных и местных автомобильных дорог в Ставропольском крае требуют увеличения прочностных характеристик. При этом 31,1 процента мостовых сооружений в Ставропольском крае на региональных и местных автомобильных дорогах находятся в неудовлетворительном состоянии.
По данным органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по состоянию на 01 января 2010 года доля протяженности местных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности местных автомобильных дорог составляет 46,6 процента.При этом 59 сельских населенных пунктов Ставропольского края с населением 16,5 тыс. человек не обеспечены местными автомобильными дорогами с твердым покрытием и не имеют круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования. Для решения этой проблемы необходимо построить и реконструировать 291 км местных автомобильных дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов Ставропольского края.- {Изменение:
Постановление Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2012 года N 345-п, НГР: ru26000201200814}
Анализ интенсивности движения транспортных средств на автомобильных дорогах в Ставропольском крае и численности автопарка показывает, что эти показатели стабильно растут.
Среднегодовая суточная интенсивность движения на основных маршрутах Ставропольского края колеблется в пределах от 2100 до 25000 автомобилей в сутки. Изменяется состав движения. За счет быстрого увеличения в потоке автомобильного транспорта доли автомобилей большой грузоподъемности (55 - 60 процентов) происходит увеличение средней нагрузки на региональные и местные автомобильные дороги. В настоящее время по автомобильным дорогам в Ставропольском крае, построенным много лет назад и рассчитанным на нагрузку не более 6 тонн на ось, движутся автопоезда с нагрузкой свыше 12 тонн на ось, то есть превышение транспортной нагрузки на ось составляет более чем в два раза.
Таким образом, существующая сеть автомобильных дорог в Ставропольском крае не способна обеспечить бесперебойный, безопасный и эффективный пропуск возрастающих транспортных потоков.
Причинами сложившейся ситуации являются недофинансирование дорожной отрасли и физическое старение автомобильных дорог, построенных более 20 - 30 лет назад. Данные финансовые проблемы привели к нарушениям нормативных межремонтных сроков работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог всех категорий.
Большая часть автомобильных дорог в Ставропольском крае проектировалась и строилась 20 - 30 лет назад и в настоящее время они не соответствуют современным транспортным и скоростным нагрузкам. Эти автомобильные дороги имеют по одной полосе движения в одном направлении, проходят в основном через населенные пункты Ставропольского края. Все это не позволяет реализовать социально-экономический потенциал Ставропольского края.
Особенного внимания требуют автомобильные дороги в тех районах Ставропольского края, в которых отсутствуют другие виды транспорта и автомобильный транспорт является единственным для эффективного функционирования экономики и обеспечения связи со всеми населенными пунктами Ставропольского края. Решение этой проблемы требует выделения муниципальным образованиям Ставропольского края из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации субсидий на строительство и реконструкцию местных автомобильных дорог с учетом численности населения и бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ставропольского края налоговыми и неналоговыми поступлениями.
Существующие в настоящее время на территории Ставропольского края асфальтобетонные заводы с нормой выпуска 20 - 30 тонн асфальтобетонной смеси в час не обеспечивают растущую потребность в асфальтобетонной смеси для реализации задач дорожной деятельности в Ставропольском крае и их продукция не отвечает современным инновационным требованиям, предъявляемым к качеству выпускаемой асфальтобетонной смеси. Решением данной проблемы является приобретение 3 новых асфальтобетонных заводов (2 стационарных, 1 мобильный) с нормой выпуска 90-120 тонн асфальтобетонной смеси в час. Мобильный асфальтобетонный завод предполагается разместить в городе Ставрополе, а стационарные - на Кавказских Минеральных Водах и в городе Новопавловске. - {Изменения:
Постановление Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2011 г. N 507-п, НГР: ru26000201101084;
Постановление Правительства Ставропольского края от 18 апреля 2012 года N 136-п, НГР: ru26000201200318}
Снижение себестоимости дорожных работ на региональных автомобильных дорогах и местных автомобильных дорогах может быть достигнуто путем ускорения технического переоснащения предприятий, специализирующихся на капитальном ремонте, строительстве и реконструкции автомобильных дорог. Устройство качественного асфальтобетонного покрытия во многом зависит от укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси, поэтому необходимо приобретать современную дорожную технику. - {Изменение:
Постановление Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2011 г. N 507-п, НГР: ru26000201101084}
Вследствие недостаточного уровня развития сети автомобильных дорог Ставропольского края, ее низких транспортно-эксплуатационных характеристик невозможно обеспечить социально-экономическое развитие Ставропольского края:
во-первых, из-за высоких транспортных издержек при перевозке грузов (с сырьем к местам производства, готовых товаров к местам сбыта), которые отражаются на цене товара в сторону его увеличения и снижения его конкурентоспособности;
во-вторых, из-за невозможности повышения инвестиционной привлекательности восточных районов Ставропольского края.