Одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.
Ставропольский край по совокупности факторов - климатические ресурсы, земельные ресурсы, рельеф, флора, фауна, бальнеологические ресурсы - имеет огромный туристский потенциал. В условиях глобальной конкуренции необходимо в максимальной степени реализовать конкурентные преимущества Ставропольского края.
До 90 годов XX века санаторно-курортный и туристский комплекс Ставропольского края ежегодно принимал более 1 млн российских и иностранных граждан. Это выше сегодняшних показателей на 12 процентов (в 2010 году Ставропольский край посетило 880 тыс. туристов).
Объем выделяемых средств краевого бюджета на развитие туристской отрасли Ставропольского края в 2005 - 2008 годах ежегодно составлял 4,5 млн рублей. В 2009 - 2011 годах средства краевого бюджета предусмотрены только на реализацию отдельных мероприятий, направленных на развитие туризма Ставропольского края в рамках краевой целевой программы "Поддержка выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2009 года N 248-п.
Основными факторами, сдерживающими развитие туристской отрасли Ставропольского края, явились:
неэффективное использование имеющегося туристского потенциала;
диспропорция в развитии санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края, выражающаяся в наличии в основном только лечебно-оздоровительного туризма;
отсутствие маркетинговой политики в отношении туристского продукта Ставропольского края;
ориентированность туристских компаний, осуществляющих свою деятельность в Ставропольском крае, в основном на выездной туризм;
неразвитость туристской инфраструктуры;
неудовлетворительная система учета и мониторинга состояния развития туристской отрасли Ставропольского края;
слабая организация работы по развитию санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления края).
Таким образом, в Ставропольском крае необходимо осуществить качественные изменения, затрагивающие туристскую отрасль Ставропольского края в целом, включая методическое обеспечение туристской индустрии Ставропольского края, развитие кадрового потенциала в сфере туризма Ставропольского края, формирование маркетинговой политики в отношении туристского продукта Ставропольского края и развитие приоритетных для Ставропольского края видов туризма, туристских кластеров.
(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 18.01.2012 N 12-п)
Учитывая актуальность и комплексный характер поставленной задачи, а также необходимость согласованных действий органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления края и туристских компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, ее решение целесообразно осуществлять программно-целевым методом. При этом использование программно-целевого метода должно быть направлено на создание условий эффективного управления финансовыми ресурсами, направленными на развитие туристской индустрии Ставропольского края. Основным преимуществом решения поставленной задачи программно-целевым методом является комплексный подход к решению задач. Основные направления реализации Программы позволяют учесть основные аспекты развития санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий Программы.
Решение проблемы развития курортов и туризма в Ставропольском крае без использования программно-целевого метода может привести к разрозненным действиям органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления края, появлению бессистемности в решении задач в сфере туризма, незначительному привлечению средств внебюджетных источников для решения проблем в санаторно-курортном и туристском комплексах Ставропольского края.
Реализация мероприятий Программы станет одним из инструментов реализации в Ставропольском крае Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп, а также федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644.
(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 18.01.2012 N 12-п)
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с неверно выбранными приоритетами и недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы.
Риски, связанные с реализацией мероприятий Программы, и способы их минимизации представлены в таблице 1.
Таблица 1