Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2012-2015 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Настоящей Программой определены 7 муниципальных районов Ставропольского края: Апанасенковский, Арзгирский, Курский, Левокумский, Нефтекумский, Степновский, Туркменский, которые по результатам анализа их социально-экономического развития, проведенного государственным научным учреждением "Ставропольский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", признаны районами, нуждающимися в государственной поддержке, так как находятся в сложных природно-климатических условиях, в них слабо осваиваются территории, низкая плотность населения и высокий отток населения, отсутствует развитая сеть автомобильных дорог, и они отдалены от промышленных центров Ставропольского края.

Неблагоприятные почвенно-климатические условия восточных районов края негативно влияют на их социально-экономическое развитие в целом и сельское хозяйство в частности.

На территории восточных районов края сосредоточено около 33 процентов поголовья крупного рогатого скота в Ставропольском крае, более 73 процентов разводимых в Ставропольском крае овец и производится на убой в живом весе около 21 процента от всех видов сельскохозяйственных животных и птицы в Ставропольском крае.

Специализация восточных районов края в основном на животноводстве (овцеводстве, молочном и мясном скотоводстве) не лучшим образом отразилась на экономике восточных районов края.

В результате убыточности поголовье овец в сельскохозяйственных организациях (далее - сельхозорганизации) восточных районов края из года в год сокращается. В Туркменском муниципальном районе за 2010 год поголовье овец сократилось на 9,3 тыс. голов, Апанасенковском и Арзгирском муниципальных районах - на 0,7 тыс. голов в каждом, Левокумском муниципальном районе - на 0,2 тыс. голов.

Производство мяса крупного рогатого скота в сельхозорганизациях восточных районов края также убыточно. Уровень рентабельности его производства в 2010 году без учета дотаций составил от минус 81 процента в Степновском муниципальном районе до минус 11 процентов в Апанасенковском муниципальном районе.

В 1990 году в восточных районах края площадь орошаемых земель составляла 86,3 тыс. га. По состоянию на 01 января 2011 года площадь орошаемых земель в восточных районах края уменьшилась до 73,4 тыс. га, из которых в сельскохозяйственном производстве используется 54,5 тыс. га, в том числе с использованием электромеханического способа полива - 4,9 тыс. га.

В среднем за 2008 - 2010 годы сельхозорганизациями в восточных районах края получено прибыли 13,2 процента от всей прибыли, полученной сельхозорганизациями в Ставропольском крае (за 2005 - 2007 годы - 14,4 процента).

За этот же период увеличился удельный вес убыточных сельхозорганизаций в восточных районах края в общем количестве убыточных организаций Ставропольского края - с 14,7 процента до 27,1 процента.

На снижение доходности сельхозорганизаций в восточных районах края влияет отсутствие мощностей для первичной переработки продукции. Так, в растениеводстве сельхозорганизации непосредственно вынуждены осуществлять продажу зерна при том, что продажа муки позволяет получить дополнительные доходы, обеспечивающие высокую рентабельность. Удельный вес восточных районов края в общекраевом объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2010 году составил 0,3 процента. Удельный вес восточных районов края в общекраевом объеме промышленной продукции в 2010 году составил 3,4 процента, при этом доля Нефтекумского муниципального района - 3,1 процента, 0,3 процента приходится на остальные 6 восточных районов края (Апанасенковский, Арзгирский, Курский, Левокумский, Степновский и Туркменский муниципальные районы Ставропольского края).

В настоящее время нестабильность сельскохозяйственного производства, слабое развитие других видов экономической деятельности на территории восточных районов края приводят к росту уровня безработицы. При среднекраевом показателе регистрируемой безработицы 2,5 процента в Арзгирском, Курском и Степновском муниципальных районах он достиг соответственно 10,0, 11,7 и 12,5 процента.

В то же время средняя заработная плата в Апанасенковском муниципальном районе в расчете на одного работника за январь - декабрь 2010 года составила 8819 рублей (58,3 процента от среднекраевого значения), в Курском муниципальном районе - 10876 рублей (71,9 процента от среднекраевого значения).

В Нефтекумском муниципальном районе средняя заработная плата достигла 13688 рублей (90,5 процента от среднекраевого значения), что обусловлено достаточно высоким уровнем оплаты труда в нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организациях, расположенных на его территории. В то же время объем добычи нефти в Нефтекумском муниципальном районе сокращается. В 2010 году он составил 13,7 процента от ранее добываемых объемов. Выработанность запасов нефти в целом достигает 80 процентов, а по отдельным залежам нефти более 90 процентов.

Сложившаяся ситуация в экономике восточных районов края снижает их инвестиционную привлекательность. По итогам 2010 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал сократился в Апанасенковском муниципальном районе на 35 процентов, в Курском муниципальном районе - на 32,4 процента, в Нефтекумском и Туркменском муниципальных районах - на 20,2 процента в каждом.

В результате нестабильности социально-экономического положения в восточных районах края наблюдается отток коренного населения, что способствует миграции из соседних субъектов Российской Федерации.

Существует высокая вовлеченность части хозяйствующих структур восточных районов края в теневую экономику. Кроме того, бюджет Ставропольского края и местные бюджеты восточных районов края недополучают значительную часть налоговых доходов. В связи с этим практически не осуществляется ремонт муниципальных дорог, строительство и реконструкция социальных объектов в данных районах.

Фактическая обеспеченность восточных районов края спортивными залами составляет около 40 процентов, более 60 процентов дошкольных образовательных учреждений в данных районах находятся в аварийном состоянии, большой дефицит профессиональных кадров в отраслях здравоохранения и образования восточных районов края, высокий уровень износа инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и инженерного обеспечения территорий восточных районов края (70 - 80 процентов).

Существуют предпосылки для развития стройиндустрии и туризма в восточных районах края. В Арзгирском муниципальном районе имеются запасы природного сырья, в том числе глины высокого качества, которые в настоящее время не используются.

Наличие на территории Апанасенковского и Арзгирского муниципальных районов озера Маныч и Чограйского водохранилища при создании благоприятной инфраструктуры для отдыха позволит привлечь в эти районы туристические потоки и легализовать вылов рыбы в указанных водоемах.

Изменить данную ситуацию только силами самих восточных районов края не представляется возможным. Необходимы совместные усилия органов исполнительной власти Ставропольского края, так как эти проблемы носят глобальный характер и формировались на протяжении нескольких десятков лет.

Геополитическое и демографическое положение восточных районов края заставляет воспринимать их экономическое развитие как важный инструмент сохранения стабильности как в Ставропольском крае, так и в Северо-Кавказском федеральном округе.

Весь комплекс существующих в восточных районах края проблем требует своего решения на краевом уровне программно-целевым методом.

Отказ от использования программно-целевого метода приведет к сохранению негативных тенденций экономического и социального развития восточных районов края, снижению инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности агропромышленного комплекса, плодородия земель сельскохозяйственного назначения и уровня жизни населения восточных районов края.

Прогнозируемая ситуация без использования программно-целевого метода предполагает негативную динамику возрастной структуры населения, отток экономически активного населения восточных районов края на фоне общего процесса старения населения Ставропольского края и, как следствие, увеличение социальной нагрузки на бюджетную систему Ставропольского края.

Риски, связанные с реализацией мероприятий Программы, и способы их минимизации представлены в таблице 1.