Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА СТАВРОПОЛЬЯ НА 2012-2015 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В настоящее время наиболее значимыми проблемами в сфере культуры Ставропольского края являются: сохраняющаяся территориальная дифференциация в получении населением Ставропольского края услуг в сфере культуры, несоответствие материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры края современным требованиям, отсутствие всестороннего доступа к электронным ресурсам государственных и муниципальных учреждений культуры края, не достаточно высокое качество услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями культуры края.

На решение проблем отрасли культуры Ставропольского края была направлена краевая целевая программа"Культура Ставрополья на 2009 - 2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 18 марта 2009 г. N 83-п (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2009 г. N 257-п, от 21 июля 2010 г. N 233-п, от 15 декабря 2010 г. N 414-п, от 16 марта 2011 г. N 86-п и от 20 апреля 2011 г. N 140-п), реализация которой позволила приостановить спад основных показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры края, образовательных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Ставропольского края, муниципальных образований Ставропольского края (далее - образовательные учреждения культуры и искусства края) и активизировать творческую деятельность профессиональных и самодеятельных художественных коллективов Ставропольского края.

Вместе с тем решение существующих в отрасли культуры Ставропольского края проблем и сохранение преемственности в проведении государственного управления в сфере культуры Ставропольского края требует дальнейшего применения программного метода и дополнительного финансирования данной отрасли.

По состоянию на 01 января 2011 года в сеть государственных и муниципальных учреждений культуры края, образовательных учреждений культуры и искусства края входят: 4 государственные библиотеки Ставропольского края и 627 библиотек муниципальных образований Ставропольского края, 569 учреждений культурно-досугового типа муниципальных образований Ставропольского края, 42 государственных музея Ставропольского края и музея муниципальных образований Ставропольского края и их филиалов, 3 государственных театра Ставропольского края и 2 государственные концертные организации Ставропольского края, 2 государственные кинопрокатные организации Ставропольского края, 169 образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства муниципальных образований Ставропольского края, 4 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства Ставропольского края, 9 парков культуры и отдыха муниципальных образований Ставропольского края, государственное учреждение культуры "Ставропольский краевой Дом народного творчества", государственное учреждение культуры "Ставропольский литературный центр" и государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры, искусства и кино".

В сфере культуры Ставропольского края в рамках реформы местного самоуправления осуществляются преобразования, направленные на реструктуризацию деятельности сети муниципальных учреждений культуры муниципальных образований Ставропольского края, создаются новые типы и виды организаций, формируется рынок потребления услуг в сфере культуры населением Ставропольского края. Сегодня жизненно важно дать отрасли культуры стимул к движению вперед, выявить возможные направления дальнейшего роста, определить ключевые ориентиры и мероприятия, влияющие на деятельность данной сферы в целом.

В 2010 году значение показателя для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанного в приложении к методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 322, - количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения (единиц) - составило по Ставропольскому краю 137 экземпляров (из которых 134 - печатные документы), что в 2 раза ниже международного стандарта, рекомендованного Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), который составляет не менее 225 экземпляров на 1 тыс. человек.

С целью создания многофункциональных культурных центров в Ставропольском крае, требуют реконструкции 60 учреждений клубного типа муниципальных образований Ставропольского края.

Отсутствие жилья, невысокая заработная плата являются причиной того, что многие выпускники образовательных учреждений культуры и искусства края не работают по специальности в государственных и муниципальных учреждениях культуры края. Существует потребность и в "узких" специалистах (хореографах, хормейстерах, аккомпаниаторах, вокалистах, режиссерах, пианистах, преподавателях изобразительного искусства), которые в основном обеспечивают проведение культурно-массовых мероприятий и организуют работу творческих любительских объединений.

Программа направлена на интеграцию усилий следующих субъектов деятельности в сфере культуры Ставропольского края: министерства культуры Ставропольского края, органов управления культурой муниципальных образований Ставропольского края, государственных и муниципальных учреждений культуры края, образовательных учреждений культуры и искусства края, жителей Ставропольского края как основных потребителей услуг в сфере культуры, общественных организаций, творческих объединений.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры в Ставропольском крае, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода для решения проблем отрасли культуры Ставропольского края необходимым условием ее дальнейшего развития.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к невозможности проведения единой государственной политики в сфере культуры Ставропольского края. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования, что, в свою очередь, повлечет:

потерю части объектов культуры вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;

непроведение мероприятий по инвентаризации и паспортизации объектов культурного наследия;

снижение библиотечного и кинообслуживания населения Ставропольского края, эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений, а также творческих коллективов;

потерю квалифицированных кадров в отрасли культуры Ставропольского края;

уменьшение количества объектов культуры Ставропольского края, отвечающих современным требованиям;

нарушение единого информационного и культурного пространства на территории Ставропольского края;

нарушение принципа равного доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп населения Ставропольского края.

Включение в Программу мероприятий по строительству и реконструкции объектов культуры Ставропольского края обусловлено необходимостью сокращения количества объектов культуры Ставропольского края, не завершенных строительством, с привлечением к ее решению органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.

В результате реализации Программы востребованность услуг в сфере культуры будет возрастать, продолжится формирование культурных запросов населения Ставропольского края, приобщение его к ценностям отечественной и мировой культуры, возрождение и развитие профессионального искусства и народного творчества.