Ставропольский край (далее - край) - субъект Российской Федерации с интенсивной хозяйственной деятельностью. Рациональное использование природно-ресурсного потенциала и сохранение окружающей среды в крае является первостепенной задачей для обеспечения условий жизнедеятельности жителей края.
Важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы играют особо охраняемые природные территории краевого значения. Они являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса территорий, сохранения в крае естественного биологического разнообразия.
В крае 112 особо охраняемых природных территорий краевого значения, занимающих 1,6 процента территории края, в том числе: 46 государственных природных заказников краевого значения, 66 памятников природы.
В настоящее время в 26 государственных природных заказниках краевого значения не проведены работы по комплексному экологическому обследованию и землеустройству, вследствие чего не установлены их границы, режим особой охраны данных заказников не соответствует их фактическому использованию, не дана оценка их современному состоянию. В отношении 49 памятников природы не установлены границы, что не позволяет в полном объеме обеспечивать соблюдение режима их особой охраны. Земли особо охраняемых природных территорий краевого значения, образованных без изъятия земель у собственников, арендаторов, землепользователей, включены в хозяйственный оборот, из-за чего распашка земель, выпас скота, использование удобрений ведут к изменению природных ландшафтов и уничтожению мест обитания животных и мест произрастания растений.
Для решения вышеназванных проблем необходимо:
провести работы по комплексному экологическому обследованию и землеустройству государственных природных заказников краевого значения;
осуществить мероприятия по государственной регистрации права собственности края на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, государственная собственность на которые не разграничена;
провести изъятие земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников краевого значения, в том числе путем выкупа, осуществить государственную регистрацию права собственности края.
В целях регулирования развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на федеральном и региональном уровнях Программой планируется издание сборника "Законодательное регулирование развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на федеральном и региональном уровнях". - изложен в новой редакции - {Изменение:
Постановление Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2012 N 346-п, НГР: 26000201200812}
Планируется создать электронную систему сбора и обработки данных результатов мониторинга состояния атмосферного воздуха, водных объектов, радиационной обстановки, отходов производства и потребления в Ставропольском крае, а также создать электронную карту города Ставрополя, отражающую влияние внешней среды города Ставрополя на живые организмы.мониторинга подземных вод на территории края; - изложен в новой редакции - {Изменение:
Постановление Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2012 N 346-п, НГР: 26000201200812}
экологического мониторинга на территории края. - абзац исключен - {Изменение:
Постановление Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2012 N 346-п, НГР: 26000201200812}
Мероприятия Программы предусматривают проведение в крае годовых циклов инструментальных наблюдений за изменением качества подземных вод с измерением дебитов, уровней и температуры, выполнением химических анализов, а также за состоянием экзогенных геологических процессов по инженерно-геологическим пунктам наблюдений, составление аналитических и информационных отчетов по 123 наблюдательным гидрогеологическим скважинам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р ведение государственного мониторинга водных объектов определено одним из приоритетных направлений совершенствования государственного управления в области использования и охраны водных объектов. Развитие системы государственного мониторинга водных объектов отнесено к первоочередным задачам Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной вышеуказанным распоряжением.
В связи с этим ведение экологического мониторинга на территории края предусматривает осуществление государственного мониторинга водных объектов в целях:
своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
Большую угрозу окружающей среде в крае представляют пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды и минеральные удобрения, которых в крае более 150 тонн. Для решения этой проблемы Программой предусмотрены мероприятия по транспортировке и утилизации указанных пестицидов и минеральных удобрений. - абзац исключен - {Изменение:
Постановление Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2012 N 346-п, НГР: 26000201200812}
Основным фактором загрязнения атмосферного воздуха в крае являются выбросы вредных веществ автомобильным транспортом. Их доля в общем объеме выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в крае в 2010 году составила 84,74 процента. Рост количества автомобильного транспорта в крае за последние 5 лет послужил причиной увеличения количества выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на 2,4 процента.
Оценка состояния атмосферного воздуха в крае не является полной, так как государственная и территориальная наблюдательная сеть охватывает край не полностью. Действующая государственная и территориальная наблюдательная сеть стационарных пунктов наблюдения, расположенных в городах Ставрополе, Невинномысске, Минеральные Воды, городах-курортах Пятигорске и Кисловодске, не обеспечивает достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха в крае.
По результатам выполнения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в крае выбросами стационарных источников промышленных объектов и автомобильного транспорта определяется необходимое количество стационарных пунктов и дополнительных точек наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
Программой предусмотрены проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в крае для определения доли каждого стационарного источника промышленного объекта в загрязнении атмосферного воздуха и разработка мероприятий по охране атмосферного воздуха.
Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха в крае также будут использованы для диагностики и прогнозирования изменения качества атмосферного воздуха в крае под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода в действие новых и реконструкции действующих стационарных источников промышленных объектов, осуществления систематических природоохранных мероприятий.
Более 10 процентов видов объектов животного мира, обитающих в крае (олень, косуля, кабан, барсук, енот-полоскун, енотовидная собака, лисица, корсак, куница, норка, ондатра, заяц-русак, фазан, гусь, утка, куропатка, голубь, перепел, кулик), являются объектами охоты.