Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В настоящее время в целом деятельность жилищно-коммунального комплекса края характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются:

высокий уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;

низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики края, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса края, преобладание административных методов хозяйствования.

Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса края в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунального комплекса края отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе края формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики края.

Следствием износа и технологической отсталости объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 70 процентов. Износ электрооборудования составляет 66,5 процента. Замены требуют 1015 км воздушных и кабельных электролиний и 466 трансформаторных подстанций. Из 805 котельных, находящихся на балансе предприятий жилищно-коммунального комплекса края, оборудование 399 котельных морально устарело и имеет физический износ свыше 68 процентов.

На сегодняшний день на территории края имеется 16790 километров водопроводных сетей, в аварийном состоянии находится 1918 километров водопроводных сетей. Износ водопроводных сетей в крае составляет 79 процентов, износ водопроводных сооружений превышает 70 процентов.

Мощность некоторых очистных сооружений уже недостаточна для обеспечения потребности населения края в воде. Оборудование на очистных сооружениях морально и физически устарело, требует реконструкции и ремонта. Кроме того, на территории края более 1200 километров водопроводных сетей не имеют балансодержателя, их износ достигает 95 процентов.

В ряде городов края (город-курорт Пятигорск, город-курорт Кисловодск) потери воды при транспортировке к потребителям составляют 41 процент при нормативе 20 процентов.

В населенных пунктах Андроповского, Новоалександровского, Кочубеевского районов края сложилась крайне неблагоприятная ситуация с водоснабжением. Водопроводы здесь построены и введены в эксплуатацию в 70 годах прошлого века. Износ трубопроводов достигает 100 процентов. Ежегодно из-за их многочисленных порывов и течей при транспортировке 70 процентов воды теряется и в конечные населенные пункты в необходимом объеме не доходит, что негативно отражается на водоснабжении населения края.

Надежность обеспечения питьевой водой потребителей края ежегодно снижается.

Кроме того, в крае 44 населенных пункта не имеют централизованного водоснабжения, жители используют привозную воду.

Модернизация объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам края и позволит:

обеспечить комфортные условия проживания населения края путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;

сократить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;

улучшить экологическую ситуацию на территории края;

осуществить строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также газификацию населенных пунктов края;

обеспечить централизованным водоснабжением жителей населенных пунктов края, использующих привозную воду;

выполнить реконструкцию водопроводных сетей и водоводов, модернизацию объектов водоснабжения населенных пунктов края.

Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников, поэтому Программа направлена на формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса края.

Инвестиционные проекты, реализуемые на территории края, не обеспечены объектами инфраструктуры.

В сложившихся условиях без использования программно-целевого метода эффективное решение проблем жилищно-коммунального комплекса края не представляется возможным.

Реализация Программы сопряжена с определенными рисками. Риски, связанные с неэффективным управлением Программой, могут привести к недостижению отдельных целевых индикаторов и показателей Программы и снижению ожидаемых результатов реализации мероприятий Программы.

В целях минимизации рисков в процессе реализации мероприятий Программы предусматривается:

создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы;

мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости - корректировка показателей и мероприятий Программы;

перераспределение объемов финансирования мероприятий Программы в зависимости от динамики и темпов решения задач Программы.