В настоящее время в целом деятельность жилищно-коммунального комплекса края характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики края, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса края, преобладание административных методов хозяйствования.
Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса края в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунального комплекса края отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе края формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики края.
Следствием износа и технологической отсталости объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 70 процентов. Износ электрооборудования составляет 66,5 процента. Замены требуют 1015 км воздушных и кабельных электролиний и 466 трансформаторных подстанций. Из 805 котельных, находящихся на балансе предприятий жилищно-коммунального комплекса края, оборудование 399 котельных морально устарело и имеет физический износ свыше 68 процентов.
На сегодняшний день на территории края имеется 16790 километров водопроводных сетей, в аварийном состоянии находится 1918 километров водопроводных сетей. Износ водопроводных сетей в крае составляет 79 процентов, износ водопроводных сооружений превышает 70 процентов.
Мощность некоторых очистных сооружений уже недостаточна для обеспечения потребности населения края в воде. Оборудование на очистных сооружениях морально и физически устарело, требует реконструкции и ремонта. Кроме того, на территории края более 1200 километров водопроводных сетей не имеют балансодержателя, их износ достигает 95 процентов.
В ряде городов края (город-курорт Пятигорск, город-курорт Кисловодск) потери воды при транспортировке к потребителям составляют 41 процент при нормативе 20 процентов.
В населенных пунктах Андроповского, Новоалександровского, Кочубеевского районов края сложилась крайне неблагоприятная ситуация с водоснабжением. Водопроводы здесь построены и введены в эксплуатацию в 70 годах прошлого века. Износ трубопроводов достигает 100 процентов. Ежегодно из-за их многочисленных порывов и течей при транспортировке 70 процентов воды теряется и в конечные населенные пункты в необходимом объеме не доходит, что негативно отражается на водоснабжении населения края.
Надежность обеспечения питьевой водой потребителей края ежегодно снижается.
Кроме того, в крае 44 населенных пункта не имеют централизованного водоснабжения, жители используют привозную воду.
Модернизация объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам края и позволит:
обеспечить комфортные условия проживания населения края путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
сократить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
улучшить экологическую ситуацию на территории края;
осуществить строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также газификацию населенных пунктов края;
обеспечить централизованным водоснабжением жителей населенных пунктов края, использующих привозную воду;
выполнить реконструкцию водопроводных сетей и водоводов, модернизацию объектов водоснабжения населенных пунктов края.
Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников, поэтому Программа направлена на формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса края.
Инвестиционные проекты, реализуемые на территории края, не обеспечены объектами инфраструктуры.
В сложившихся условиях без использования программно-целевого метода эффективное решение проблем жилищно-коммунального комплекса края не представляется возможным.
Реализация Программы сопряжена с определенными рисками. Риски, связанные с неэффективным управлением Программой, могут привести к недостижению отдельных целевых индикаторов и показателей Программы и снижению ожидаемых результатов реализации мероприятий Программы.
В целях минимизации рисков в процессе реализации мероприятий Программы предусматривается:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы;
мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости - корректировка показателей и мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования мероприятий Программы в зависимости от динамики и темпов решения задач Программы.