Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2011-2013 ГОДЫ"

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 г. N 138-рп "О перечне краевых целевых и ведомственных целевых программ, принимаемых к разработке в 2010 году".

Почти на всей территории Ставропольского края (более 95 процентов) сохраняется высокий уровень природной и техногенной опасности. Более 90 процентов населения Ставропольского края проживает в условиях повышенного риска, вызванного угрозой чрезвычайных ситуаций.

За период с 2000 по 2009 год на территории Ставропольского края произошла 141 чрезвычайная ситуация, в которой погибло 279 человек, пострадало более 140 тыс. человек, нарушены условия жизнедеятельности около 1325 тыс. человек. Среднегодовой рост социальных и экономических потерь от чрезвычайных ситуаций на территории Ставропольского края за последние 10 лет составил: по числу погибших - 2,2 процента, по числу пострадавших - 3,4 процента, по материальному ущербу - 7,2 процента.

Ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий становится все менее эффективной и более затратной.

По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с учетом затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы в Российской Федерации может составить от 5 до 7 процентов валового внутреннего продукта страны.

Первостепенное внимание при решении проблем защиты населения Ставропольского края и территории Ставропольского края от чрезвычайных ситуаций уделяется ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Проведенный за последние 10 лет сравнительный анализ размера материального ущерба от чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Ставропольского края, и финансовых средств, выделенных для ликвидации их последствий, показывает, что та финансовая помощь, которая предоставляется из федерального бюджета и краевого бюджета на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, недостаточна и компенсирует только 15 - 20 процентов причиненного чрезвычайными ситуациями материального ущерба.

В 2007 году в результате 19 чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Ставропольского края, погибло 14 человек, пострадало 1092 человека. Прямой материальный ущерб составил 881670 тыс. рублей. На ликвидацию последствий этих чрезвычайных ситуаций из краевого бюджета было выделено 15748,32 тыс. рублей, что составляет только 1,8 процента от средств, необходимых на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

В 2008 году в результате 14 чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Ставропольского края, погиб 21 человек, пострадало 94 человека. Прямой материальный ущерб составил 210550 тыс. рублей. На ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций из краевого бюджета было выделено 53874,61 тыс. рублей, что составляет только 25 процентов от средств, необходимых на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О гражданской обороне" в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными недостатками действующей системы централизованного оповещения населения Ставропольского края являются:

моральный и физический износ оборудования;

трудность или невозможность поддержания оборудования в работоспособном состоянии по причине снятия с производства многих устройств и запасных частей к ним;

дороговизна технического обслуживания и настройки системы;

большие затраты времени и средств на изменение схемы оповещения;

невозможность работы с современными средствами связи, что может привести к прекращению функционирования средств оповещения при замене систем связи.

Решить проблему снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций возможно только программно-целевым методом, путем объединения усилий органов исполнительной власти Ставропольского края, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, привлечения средств внебюджетных источников.

Практика показала, что своевременное финансирование мероприятий по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций (в частности с использованием федеральных и краевых целевых программ) позволит сэкономить финансовые средства, которые выделяются на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Недостаточное финансирование намеченных мероприятий Программы может привести к снижению показателей эффективности Программы, недостижению целей и невыполнению задач Программы.

Программа должна опираться на опыт предыдущих программ и исходить из необходимости дальнейшего развития снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

В 2007 - 2009 годах в рамках реализации краевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае до 2009 года", утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 29 июня 2007 г. N 410, достигнуты следующие позитивные результаты:

1) за счет средств федерального бюджета в городах-курортах Пятигорске и Кисловодске, городах Ставрополе и Минеральные Воды в местах массового пребывания людей развернуты и функционируют объекты общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;

2) за счет средств краевого бюджета и средств местных бюджетов:

приобретено оборудование для совершенствования учебного процесса слушателей государственного учебного учреждения "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ставропольского края";

в городе Буденновске приобретены средства медицинской защиты для населения, подготовлены места массового отдыха людей на водных объектах;

оснащены оборудованием единые дежурно-диспетчерские службы и службы спасения города Невинномысска и города-курорта Кисловодска;

оборудованы автоматизированные рабочие места в Ставропольском центре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю;

приобретены средства мобильной связи, радиосвязи, лекарственные средства и изделия медицинского назначения для государственного учреждения здравоохранения "Территориального центра медицины катастроф Ставропольского края".