Землетрясения по своим разрушительным последствиям и количеству человеческих жертв занимают одно из первых мест среди природных катастроф. В некоторых странах последствия землетрясений поглощают существенную часть национального бюджета. Высокоразвитые страны, территориально находящиеся в сейсмоактивных районах, стремятся снизить последствия землетрясений за счет систематического сейсмического мониторинга, сейсмостойкого строительства, долгосрочного и среднесрочного прогноза землетрясений и реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности населения и производственной инфраструктуры.
Наличие жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, не соответствующих существующим требованиям по сейсмостойкости, не только представляет угрозу жизни населения Ставропольского края, но и сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность муниципальных образований Ставропольского края.
Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт объектов социального, культурного, бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства, приводит к их обветшанию. Из года в год увеличивается количество аварийных жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Обеспечение приемлемого уровня сейсмобезопасности, повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в районах Ставропольского края с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Ставропольского края и обеспечения его национальной безопасности.
Вся территория Ставропольского края, за исключением северной и северо-западной его частей, относится к зонам повышенной сейсмической опасности (около 75 процентов), на которых расположены 18 районов с населением около 1,8 млн человек, подверженных воздействию разрушительных землетрясений. В последние годы на территории Ставропольского края произошло несколько землетрясений в районах Ставропольского края, традиционно считавшихся сейсмически неопасными, либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности проявлений сейсмической активности, в том числе землетрясение мощностью 5 баллов по шкале Рихтера, произошедшее в Кировском районе Ставропольского края.
Ранее строительство жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения осуществлялось в соответствии с действующим на тот момент федеральным законодательством, регламентирующим требования к сейсмической стойкости (далее - сейсмостойкость). Впоследствии произошло изменение (ужесточение) требований по учету сейсмических воздействий, предъявляемых при проектировании жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, в связи с чем практически все ранее построенные жилые дома, основные объекты и системы жизнеобеспечения в настоящее время имеют дефицит сейсмостойкости до 3 баллов по шкале Рихтера. Указанный показатель рассчитывается как разница между сейсмичностью площадки, на которой расположен объект, и показателем, равным 6 баллам по шкале Рихтера, который устанавливается для несейсмичных площадок.
Требуемый уровень сейсмобезопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Минимизация потерь, возникающих вследствие воздействия землетрясений, повышение безопасности населения Ставропольского края посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций, а также создание необходимых условий для бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения требуют разработки системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмоопасных территорий Ставропольского края, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.
По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмобезопасности и устойчивого функционирования жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Указанные объекты с учетом важности их функционирования в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Мероприятия по повышению их сейсмической устойчивости требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевого метода.
Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости (далее - сейсмоустойчивость) зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевого метода являются:
отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;
невозможность достижения приемлемого уровня сейсмоустойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем реализации мер по реконструкции отдельных объектов;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для снижения уровня риска возникновения чрезвычайной ситуации.
Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения Ставропольского края, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Без использования программно-целевого метода по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмобезопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения. - {Утратил силу:
Постановление Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2012 года N 522-п, НГР: ru260002012001130}
С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также достижения приемлемого уровня сейсмобезопасности отказ от использования программно-целевого метода может привести к увеличению сроков достижения требуемых результатов в 2 - 3 раза, а затрат - в 3 - 5 раз.
Оперативная реализация Программы позволит повысить уровень сейсмобезопасности Ставропольского края в условиях потенциальных стихийных бедствий.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с неверно выбранными приоритетами и недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы.
Неверно выбранные приоритеты могут существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий Программы, а также на их соответствие установленным целям и задачам Программы.
Недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы может привести к неверно регулируемой финансовой поддержке намеченных мероприятий, снижению эффективности использования бюджетных средств. В связи с этим высокому риску будет подвержен процесс создания условий и эффективных механизмов по обеспечению приемлемого уровня устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Ставропольского края.