В 2008 - 2010 годах в Ставропольском крае достигнуто динамическое равновесие этносоциальных и этнокультурных интересов граждан и этнических групп, сбалансированы этноконфессиональные отношения, минимизированы социально-политические и психологические последствия конфликтов с этнической составляющей, имевших место на территории Ставропольского края в этот период.
Вместе с тем сохраняется скрытый этноконфликтный потенциал, неравномерно распределенный как по территории Ставропольского края, так и по социально-демографическим группам.
Для дальнейшей стабилизации и гармонизации межнациональных отношений в Ставропольском крае требуется эффективное управленческое воздействие в направлении минимизации негативных последствий миграционных процессов, установление конструктивного диалога между новыми религиозными организациями, созданными в Ставропольском крае, увеличения адресной поддержки национально-культурных автономий, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края.
На состояние межнациональных отношений в Ставропольском крае существенное влияние продолжают оказывать миграционные процессы. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в среднем ежегодно в течение последних трех лет в Ставропольский край из республик Северного Кавказа прибывает на постоянное место жительства около 6 тыс. человек.
Вследствие миграционных процессов меняется этническая структура населения ряда районов и населенных пунктов Ставропольского края, прежде всего, восточных районов Ставропольского края.
Обозначилась тенденция формирования территорий компактного проживания этнических групп, отдельных моноэтничных сельских поселений и городских кварталов.
Осуществляется процесс самоорганизации этнических групп, ведущий к образованию неформальных центров влияния, позиционированию части этнической элиты в качестве знаковых фигур в общественно-политической жизни Ставропольского края.
Наблюдается конкуренция между этническими группами в сфере собственности, бизнеса, предпринимательства.
Отмечается объединение и позиционирование молодежи и студенчества по этническому принципу.
Слабая интеграция мигрантов, особенно части молодежи из республик Северного Кавказа, в социокультурную среду Ставропольского края является одной из причин имеющегося напряжения в отношениях между коренным населением и мигрантами, что неблагоприятно сказывается на социальных отношениях и стабильности в Ставропольском крае.
Наметилась тенденция оттока русского населения из некоторых районов Ставропольского края.
Деятельность по минимизации негативных последствий миграционных процессов и стабилизации межнациональных отношений в Ставропольском крае осуществлялась посредством активного взаимодействия органов исполнительной власти Ставропольского края с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, институтами гражданского общества. Однако эффективность предпринятых усилий по стабилизации и гармонизации межнациональных отношений в Ставропольском крае существенным образом была снижена из-за отсутствия программно-целевого воздействия на состояние межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в межнациональной и этноконфессиональной сфере, с общественно-политическими и социально-экономическими процессами в Ставропольском крае делает использование программно-целевого метода необходимым для решения проблем дальнейшей стабилизации и гармонизации межнациональных отношений в Ставропольском крае.
Программно-целевой метод необходим для сосредоточения усилий на реализацию следующих приоритетных направлений государственной национальной политики в Ставропольском крае:
укрепление общероссийской гражданской идентичности в Ставропольском крае;
улучшение социального самочувствия населения в Ставропольском крае;
предупреждение конфликтов на почве межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае;
предупреждение этнического и религиозного экстремизма в Ставропольском крае;
снижение в Ставропольском крае этноконфликтного потенциала миграционных процессов;
упрочение имиджа Ставропольского края как территории межнационального мира и согласия.
В Программе в качестве приоритетных предусмотрены меры, направленные на поддержку:
национально-культурных автономий как институтов гражданского общества, активно участвующих в гармонизации межнациональных отношений. В Ставропольском крае отмечается увеличение количества национально-культурных автономий (в 2009 году - 21 национально-культурная автономия, в 2011 году - 26 национально-культурных автономий);
социально значимой деятельности религиозных организаций, реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. В Ставропольском крае в 2010 и 2011 годах созданы новые религиозные организации традиционных конфессий - Централизованная православная религиозная организация Ставропольской и Невинномысской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Централизованная православная религиозная организация Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Централизованная религиозная организация "Духовное Управление мусульман Ставропольского края", Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Еврейская община Ставропольского края".
Риски, связанные с реализацией мероприятий Программы, и способы их минимизации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Риски, связанные с реализацией мероприятий Программы, и способы их минимизации
-----T----------------------------------T---------------------------------¬
¦ N ¦ Содержание рисков ¦ Способы минимизации рисков ¦