Стержень государственной политики в организации охотничьего хозяйства – улучшение освоения ресурсов охотничьих животных, увеличение выхода пушно-меховой продукции, мяса диких зверей и птиц, наиболее полное удовлетворение потребностей в охоте (как вида трудовой деятельности, отдыха, спорта, рекреации) населения страны. На это должна быть направлена как созданная в России нормативно-правовая база федерального и регионального уровня, в частности, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ), так и деятельность органов государственной власти.
На сегодняшний день общая площадь охотничьих угодий Магаданской области составляет 46,140 млн. га, из них: предоставлены в пользование – 25,047 млн. га, угодья общего пользования – 19,015 млн. га, площадь региональных особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) – 1,195 млн. га, площадь федеральных ООПТ – 0,883 млн. га.
К охотничьим ресурсам на территории Магаданской области отнесены: дикий северный олень, лось, снежный баран, медведь; пушные животные – волк, лисица, соболь, зайцы, белки; птицы – гуси, утки, глухари, рябчик и куропатки.
Осуществляются такие виды охоты как промысловая охота, любительская и спортивная охота, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и другие.
Главным препятствием на пути развития охотничьего хозяйства на территории Магаданской области является отсутствие документа территориального охотустройства.
Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее – Документ).
В Магаданской области отсутствуют:
- достоверные и подтвержденные документально сведения о составе, качестве и площадях среды обитания охотничьих ресурсов;
- картографический материал (согласующийся с лесным планом и планом землеустройства) расположения на территории региона охотничьих угодий и ООПТ;
- материалы (схемы размещения охотничьих угодий) для контроля за проведением охотпользователями внутрихозяйственного охотустройства;
- сведения для планирования мероприятий по учету численности охотничьих ресурсов (по категориям охотничьих угодий);
- материалы, необходимые для организации рационального использования охотничьих ресурсов и ведения охотничьего хозяйства на территории Магаданской области (нормы пропускной способности, нормы биотехнических мероприятий и др.);
- сведения для экономической оценки охотничьего хозяйства в регионе как отрасли народного хозяйства.
Отсутствие Документа препятствует, прежде всего, проведению аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений – согласно пункту 29 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ средства, полученные от продажи права на заключение охотхозяйственных соглашений, подлежат перечислению в доход бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено охотничье угодье, т.е. областной бюджет не получает соответствующие доходы.
В связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ изменились общие требования к предоставлению права на пользование охотничьими ресурсами.
До принятия указанного закона экологическое обоснование намеченной хозяйственной деятельности готовилось заявителем, теперь – общие требования к содержанию охотхозяйственного соглашения возлагаются на орган исполнительной власти субъекта.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения" обязательным условием при заключении таких соглашений является указание на сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, которые включают в себя виды и численность особей охотничьих ресурсов за последние 5 лет, сведения о лесных и земельных участках в границах угодий. В дальнейшем из полученных данных рассчитывается ежегодная арендная плата, которая является одним из условий охотхозяйственного соглашения.
Искажение сведений, как следствие, отсутствия Документа приведёт к невозможности последующего установления фактов негативного влияния хозяйственной деятельности охотпользователей, влияния технологических процессов на животный мир и среду его обитания, а также препятствует:
- определению лимита изъятия охотничьих ресурсов на территории субъекта;
- исчислению размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания юридическими и физическими лицами;
- составлению оптимальной схемы размещения планируемых охотничьих угодий на территории области и утверждению ее высшим должностным лицом субъекта (губернатором) Магаданской области.
Отсутствие инвентаризации, оценки качества и бонитировки охотничьих угодий не позволяет в полной мере определить объем работ и провести воспроизводственные и охранные мероприятия, направленные на увеличение численности охотничьих ресурсов, а также экономически эффективно распределить средства на проведение вышеуказанных работ.
Единственным способом решения изложенных выше проблем, обеспечивающим необходимый уровень адресной поддержки развития охотничьего хозяйства и научного обеспечения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, является использование программно-целевого метода.
2. Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
- планирование мероприятий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов;