Недействующий

Об областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области" на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)"

1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета


Магаданская область образована в 1953 году и входит в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО). Вся территория области относится к районам Крайнего Севера и характеризуется суровым климатом, годовым перепадом температур в 100°С: летом +40°, зимой -60°С, географической отдаленностью от развитых промышленных центров страны.

Общая площадь территории Магаданской области немногим более 462 тыс. кв. километров (по площади - 5 место в ДФО, 9 место по России), или 2,7% территории России.

По состоянию на 1 января 2009 года в области проживает 163,0 тыс. человек, из них 155,3 тыс. человек (95%) - городские жители, 7,7 тыс. человек (5%) - сельские. В городе Магадане сосредоточено более 65% населения области. Плотность населения в среднем по области составляет 0,36 человека на 1 кв. километр, что почти в 3 раза меньше, чем по ДФО в целом. Естественная убыль населения в 2000-2008 годах составила 0,3-0,5 тыс. человек в год.

По инерционному сценарию Стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-ОЗ, предположительная численность населения в 2030 году составит 127,5 тыс. человек, что на 21,8% меньше чем в 2009 году.

По целевому или инновационному сценарию численность населения на конец 2025 года составит 158,1 тыс. человек. В период 2010-2014 годов сальдо миграции будет снижаться, начиная с 2015 года, будет иметь положительное значение.

Причиной сохраняющейся тенденции сокращения населения является миграционный отток, вызываемый утратой привлекательности жизни в области. Решение вопроса в повышении привлекательности региона видится через активную государственную поддержку всех направлений экономики области, установление достойного уровня заработной платы, предоставление дополнительных социальных гарантий.

Наибольшие возможности для дальнейшего развития Магаданской области связаны с созданием условий долгосрочного комплексного освоения недр территории, диверсификацией производства, созданием новых добывающих и перерабатывающих производств на базе месторождений меди, молибдена, строительных материалов, бурых углей, нефти, газа, повышением эффективности использования водных биологических ресурсов, интеграцией транспортной и энергетической системы области в глобальную сеть.

Одной из приоритетных задач развития Магаданской области является повышение качества жизни населения. В рамках данного направления улучшение обеспеченности жилыми помещениями населения занимает одно из основных мест.

Комплексное планирование территориального развития Магаданской области направлено на обеспечение устойчивого развития территорий, на создание полноценной среды жизнедеятельности для населения области и в своей основе базируется на прогнозах развития экономики региона и России в целом.

Характер социально-экономических преобразований в Магаданской области, как и в России в целом, недостаточный объем жилищного строительства, нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий, высокая стоимость жилых помещений по сравнению с доходами граждан обуславливают необходимость принятия мер для разрешения обозначенных проблем программно-целевым методом.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области (Магаданстат) на конец 2009 года стоит на учете 4440,5 тыс. кв. метров жилых помещений. Всего на 2008 год обеспеченность жилыми помещениями составляет 27,7 кв. метра на одного человека. Удельный вес аварийных жилых помещений составляет 1,1% (49,8 тыс. кв. метров).

Наибольшую долю аварийного фонда составляют малоэтажные (до 3-х этажей) жилые дома, являющиеся муниципальной собственностью. Как правило, доля собственных (приватизированных) жилых помещений в аварийном жилфонде невелика.

Основная часть жилищного фонда в области (59,4%) была построена в период с 1971 по 1995 годы, 33,3% - в период с 1946 по 1970 годы. Физический износ до 30% имеют 35,8% зданий, от 31% до 65%) - 45,5% зданий.

Физическое выбытие жилых помещений в основном обусловлено сносом жилых домов, непригодных для проживания. Движение жилищного фонда характеризуется показателями прибытия площади жилых помещений (новое строительство, реконструкция, достройка) и в то же время выбытием жилых помещений в тех же объемах (снос жилых домов по аварийности).

На поддержание жилищного фонда в нормальном состоянии требуются значительные финансовые средства, их недостаток ведет к обветшанию и ускоренному фактическому износу.

В целях переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, на территории Магаданской области успешно реализуется областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Магаданской области" на 2008-2011 годы", утвержденная Постановлением администрации Магаданской области от 27 декабря 2007 г. N 441-па.

(в ред. Постановления от 15.12.2011 N 964-па),

Реализация указанной Программы рассчитана на период 2008-2011 годов.

Основной задачей Программы является переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом.

В настоящую Программу включено расселение 166 жилых домов общей площадью 74,44 тыс. кв. метров, в которых проживают 2128 человек.

Одним из важных направлений в ликвидации аварийного жилищного фонда на территории Магаданской области является участие муниципальных образований области в реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемых за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

На территории Магаданской области в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в 2010 году осуществлялась реализация областной адресной программы "Переселение граждан Магаданской области из аварийного жилищного фонда в 2010 году с привлечением средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной Постановлением администрации Магаданской области от 19 апреля 2010 г. N 190-па.

(в ред. Постановления от 15.12.2011 N 964-па),

Также Постановлением администрации Магаданской области от 23 апреля 2009 г. N 180-па утверждена областная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2009-2012 годы". Составными частями указанной программы являются подпрограммы: "Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2012 годы", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2012 годы", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2009-2012 годы", "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Магаданской области на 2009-2012 годы", мероприятия по оказанию содействия гражданам, выезжающим из Магаданской области, в рамках исполнения федеральных и региональных нормативных правовых актов, регламентирующих процесс переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

Основной целью ОЦП "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2009-2012 годы" является комплексное решение проблем жилищной политики в Магаданской области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей Магаданской области.

Настоящая областная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области" на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)" (далее - Программа), исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса, наличия и строительства жилых помещений в Магаданской области, призвана в рамках основных направлений государственной жилищной политики обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере до 2015 года, а также в перспективе до 2020 года. Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и областные целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.