Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" на 2013-2016 годы"

Основные сравнительные показатели уровня развития малого предпринимательства за 9 месяцев 2011 года

Таблица N 1

Показатель

Магаданская  область

Дальне восточный федеральный округ

Российская Федерация

1

2

3

4

Число малых предприятий на 100 тыс. населения (единиц)

221,8

153,8

161,8

Среднесписочная численность работников  малых предприятий (тыс. человек)

7,6

281,6

5 788,3

Доля среднесписочной  численности работников малых предприятий в общем числе занятых  на всех предприятиях (процентов)

11,2

12,7

12,5

Объем оборота малых  предприятий  на душу населения (рублей)

110 346,9

52 311,6

61 469,5

Инвестиции  в  основной капитал на душу
 населения (рублей)

1 655,1

668,6

1206,2

Следует отметить, что значения всех экономических показателей (за исключением доли среднесписочной численности) по Магаданской области превышают не только показатели по Дальневосточному федеральному округу, но и средние по Российской Федерации.

Среднесписочная численность работающих в организациях малого (без учета микропредприятий) и среднего предпринимательства в 2011 году составила 10,3 тыс. человек, что составляет 102 % к 2010 году. Из общего числа работающих в малом предпринимательстве наибольшее число сосредоточено в добывающей отрасли - 2,1 тыс. человек, в торговле – 1,8 тыс. человек, в сфере операций с недвижимым имуществом – 1,8 тыс. человек, в обрабатывающем производстве – 1,5 тыс. человек.

Среднемесячная заработная плата работающих в сфере малого бизнеса в 2011 году составила 47 587,1 рублей, что на 18,9 % больше показателя предыдущего года.

Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Оборот малых (без учета микропредприятий) и средних предприятий за 2011 год вырос на 22,96 % по сравнению с 2010 годом и составил 37 886,1 млн. рублей. Значение показателя доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта за 2009-2010 годы - 15,6 % и 21,7 % соответственно, значительно превышают средний по Дальневосточному федеральному округу, который составляет 10,68 % и 11,69 % за тот же период.

Объем инвестиций в основной капитал по малым и средним предприятиям в 2011 году составил 1 906,1 млн. рублей. Удельный вес инвестиций субъектов малого предпринимательства в объеме инвестиций области составил 10,08 %.

Сдерживающими факторами инвестиционной активности малых предприятий являются отсутствие собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, недостаточный или неудовлетворяющий запросам банков залог для получения кредита, неудовлетворительное состояние технической базы.

Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в Магаданской области довольно устойчива.

В 2011 году в общем числе малых (без учета микропредприятий) и средних предприятий наибольшую долю - 28,08 % – составляли малые предприятия торговли, в 2010 году – 28,11 %. Высокий удельный вес организаций малого бизнеса в сфере торговли объясняется меньшим, чем в производственной сфере объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций.

Предприятия промышленности составили 27,6 % от общего числа малых предприятий. Предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, предоставляющие услуги, - 14,6 %. Предприятия транспорта и связи составляют 8,7 % от общего числа малых предприятий, строительные предприятия - 9,2 %.

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство в Магаданской области охватывает практически все отрасли народного хозяйства и, несмотря на финансовые трудности, выполняет ряд важнейших функций по смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы и обеспечивает дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры и сферы услуг.

С принятием Федерального закона N 209-ФЗ появились четкие критерии определения среднего предпринимательства. Этот термин широко использовался и ранее, но относительно его содержания существовали различные трактовки. Четкое формулирование критериев определения среднего предпринимательства позволяет проводить более полную оценку состояния развития среднего предпринимательства и его вклада в экономику Магаданской области путем осуществления обследований, сбора информации.

Проблема развития малого и среднего предпринимательства является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с этим для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и решения поставленных задач по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Магаданской области.

Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексный подход к решению проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.

Программа объединяет в себе положительные результаты реализации трех предыдущих программ, изучения опыта других регионов Российской Федерации.

Реализация программных мероприятий предусмотрена по шести основным направлениям:

- совершенствование нормативной правовой базы в области малого и среднего предпринимательства;

- финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства;

- информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;

- методическое и консультационное обеспечение;

- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Совершенствование нормативной правовой базы в области малого и среднего предпринимательства включает мероприятия по экспертизе действующих законодательных и нормативных правовых актов Магаданской области, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, разработке предложений по их совершенствованию. В целях внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия принятие нормативных правовых актов будет осуществляться при участии представителей малого и среднего предпринимательства в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов в части регулирования деятельности и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основной объем средств предполагается направить на финансово-кредитную поддержку предпринимательства, так как к числу существенных ограничений развития малого бизнеса и его инвестиционной активности относится недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования, о чем свидетельствует и низкий показатель инвестиций малых предприятий в основной капитал.

Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства включает мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства через развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата, модернизацию оборудования и внедрение энергосберегающих технологий, а также содействие в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности и продвижении продукции (работ, услуг) на внешние рынки.

Немаловажным фактором, сдерживающим активное привлечение кредитных ресурсов субъектами малого и среднего бизнеса, являются жесткие требования по обеспечению возвратности кредитов. В связи с этим перспективным механизмом содействия по привлечению в предпринимательский сектор финансовых средств и создания благоприятного инвестиционного климата является: