УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 13 мая 2010 года N 51
Об утверждении областной программы "Содействие занятости населения Магаданской области на 2010 - 2010 годы"
{Фактически недействующий}
Паспорт Программы
Наименование Программы | "Содействие занятости населения Магаданской области на 2010-2012 годы" |
Основание для разработки программы | Закон Российской федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); |
Государственный заказчик Программы | Администрация Магаданской области |
Разработчик Программы | Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области |
Исполнители Программы | Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области |
Цель Программы | Содействие продуктивной занятости населения для удовлетворения потребности экономики региона в трудовых ресурсах |
Задачи Программы | Для достижения цели Программа предусматривает следующие задачи: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Основными социально-экономическими последствиями реализации Программы является создание условий для: |
Объемы и источники финансирования Программы | Общая сумма затрат на реализацию Программы составит 620532,6 тыс. рублей. |
Сроки реализации Программы | 2010-2012 годы |
Система организации контроля за реализацией Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляется управлением государственной службы занятости населения администрации Магаданской области |
Индикаторы Программы | повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем трудоустройства 13,8 тыс. граждан на свободные рабочие места и вакантные должности; |
I.Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразность ее финансирования за счет средств областного бюджета
1.1.Анализ ситуации на рынке труда
Анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в Магаданской области в 2009 году, позволяет отметить позитивный характер перемен в социальной сфере.
Денежные доходы на душу населения за январь-ноябрь 2009 года возросли на 25,9%, а реальные располагаемые денежные доходы на 4,9 %. Соотношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума составило 2,6.
С начала 2009 года просроченная задолженность по заработной плате перед работниками снизилась на 36 млн. рублей и по состоянию на 21 декабря 2009 года составила 57,5 млн. рублей. Задолженность по заработной плате из бюджетов всех уровней отсутствует.
Большинство макроэкономических показателей в 2009 году имели положительную динамику. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области в январе-ноябре 2009 года индекс промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 106,2 %, в том числе по добыче полезных ископаемых - 104,5%, производству и распределению электроэнергии и воды – 101,8%, в обрабатывающих производствах – 127,9%, по виду деятельности "рыболовство" - 126,1%. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 105,5%. Увеличились в сопоставимых ценах на 1,5% инвестиции в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы области (по крупным и средним организациям) и составили 6519,3 млн. рублей.
Объем платных услуг населению составил 100,9%, оборот розничной торговли - 98,3%.
По сравнению с декабрем 2008 года снизилась просроченная кредиторская задолженность. В 1,7 раза улучшился финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий.
По оценке комитета экономики ВРП за 2009 год составит 49,5 млрд. рублей.
Население Магаданской области составляет 0,1% в общей численности населения Российской Федерации и 2,6% в численности населения Дальневосточного федерального округа. Плотность населения - 0,4 человека на 1 кв. километр.
Численность постоянного населения Магаданской области по состоянию на 1 января 2009 года составила 163,0 тыс. человек и снизилась за год на 2,8 тыс. человек или на 1,7%. Устойчивая тенденция сокращения населения характерна для всех районов Магаданской области.
Соотношение численности городского и сельского населения области составляет 95,3% и 4,7%, что характеризует область как высокоурбанизированный регион.
Основной причиной снижения численности населения Магаданской области является миграционный отток. Самыми неблагополучными по миграции годами были 1992 и 1994, когда миграционный отток составил 14,8% и 8,2%, соответственно, от численности населения. Миграционный отток стабилизировался с 1996 года на уровне 2% в год, что объясняется, во-первых, относительным улучшением социально-экономического положения, во-вторых, тем, что значительная часть трудоспособного населения, обладающего возможностями выезда и обустройства в центральных районах страны, уже покинула Север.
В течение 11 месяцев 2009 года из других регионов России и зарубежных стран в область прибыло 2943 человека, число выбывших за её пределы составило 4408 человек. Несмотря на снижение (на 33,9%), сальдо миграции, по-прежнему, сохраняет свое отрицательное значение (минус 1465 чел.). На долю международных мигрантов, в основном со странами СНГ и Балтии, приходится 12,7 % прибывших и 2,4% выбывших (в аналогичном периоде прошлого года - 10,9 % прибывших и 2,6 % выбывших).
В общем объеме миграции доля внутрирегиональных перемещений составила 35,8% (в 2008 году-38,6%), межрегиональная миграция - 57,6% (в 2008 году – 55,7%), международная миграция – 6,5% (в 2008 году – 5,7%).
В миграционном обмене с регионами Российской Федерации сложилось отрицательное сальдо миграции - "минус" 1735 человек. Среди выбывающих за пределы области наибольшей популярностью, как и прежде, пользуются территории Центрального (Белгородская и Московская области) и Южного (Краснодарский край) федеральных округов.
Миграционные потери сопровождаются естественной убылью населения, несмотря на ее снижение с "минус" 2,8 промилле в 2008 году до "минус" 1,0 промилле в 2009 году.
Как следствие сохранения миграционного оттока и естественной убыли населения отмечается снижение экономически активного населения. По результатам обследования населения по проблемам занятости в отчетном 2009 году численность экономически активного населения уменьшилась на 2,5% и составила 101,3 тыс. человек (приложение 4).
По-прежнему, за пределы области выезжают преимущественно лица трудоспособного возраста, это, в свою очередь, приводит к снижению числа занятых граждан. Так, в 2009 году число занятых экономической деятельностью составило 94,5 тыс. человек против 96,0 тыс. человек в 2008 году (на 1,6% меньше). Наибольшее снижение занятых отмечалось по таким видам экономической деятельности как "гостиницы и рестораны" (на 23%), "транспорт и связь" (на 8%), "обрабатывающие производства" и "образование" (на 2-3%).
Снижение численности занятых экономической деятельностью сопровождалось уменьшением уровня безработицы на общем (с 7,3% в 2008 году до 6,7% в 2009 году в среднегодовом исчислении), и незначительным ростом на регистрируемом рынке труда (с 3,4% до 3,63% соответственно).
Общая численность безработных в 2009 году составила 6,8 тыс. человек, что в 1,1 раза меньше, чем в 2008 году (7,6 тыс. чел). Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла по сравнению с 2008 годом на 4,9% и составила 3757 человек (в 2008 году - 3583чел.).
Анализ показателей регистрируемого рынка труда Магаданской области в 2009 году показывает, что кризисные явления в определенной мере повлияли на сферу занятости и рынок труда. Увеличилось число обращений в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы. Так, если с 2006 года отмечалась тенденция снижения данного показателя, то в 2009 году число граждан, обратившихся в центры занятости населения, увеличилось на 30,3% и составило 11,6 тысяч человек. Среди обратившихся 57% - ранее работали по профессии рабочего; 8,2% - уволившиеся в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников.
По состоянию на 1 января 2010 года численность граждан, состоящих на учете в органах службы занятости в качестве безработных, составила 3877 человек, уровень безработицы - 3,84%, (в 2008 г.- 3,43%, в 2007 - 4,32%).
Сохраняются существенные различия между районами области по состоянию регистрируемых рынков труда. Высокий уровень безработицы отмечался в Ольском районе, ориентированном на сельскохозяйственное производство - 14,02%. Основными причинами высокого уровня безработицы в данных районах являются: кризисные явления в экономике, ориентированной на сельскохозяйственное производство; высокий удельный вес населения из числа коренных малочисленных народов Севера и не развитость традиционных форм деятельности (охота, оленеводство и т.д.).
Самый низкий уровень безработицы сложился в г. Магадане - 1,66% и Омсукчанском районе - 2,27 %, и обусловлен статусом областного центра г. Магадана, обеспечивающим высокую концентрацию различных ведомственных структур, органов управления и т.д., а также высокой долей в производстве добывающих предприятий, в экономике которых произошли позитивные изменения.
Позитивным фактором прошедшего года является увеличение на 33,5% числа заявленных в органы службы занятости вакансий, которое привело к снижению напряженности на рынке труда с 4,0 незанятых граждан на 1 вакансию в начале 2009 года до 2,6 по состоянию на конец года. Наиболее высокий коэффициент напряженности наблюдался в Ягоднинском районе, где на одну вакансию претендовало 69 человек, самый низкий 0,3 человек - в Омсукчанском районе и г. Магадане - 1,2 человек.
Средняя продолжительность безработицы составила 4,87 месяца, снизившись по сравнению с 2008 годом на 0,65 месяца.
Ситуация на рынке труда области характеризуется несоответствием вакансий, предоставляемых работодателями, образовательному и квалификационному уровню тех, кто состоит на учете в органах службы занятости. Около 70% от общего числа вакансий, заявленных работодателями, составляют специалисты и рабочие, требующие профессиональной подготовки. Вместе с тем 60% безработных граждан не имеют профессионального образования. Диспропорция спроса и предложения рабочей силы порождает, с одной стороны, вынужденную незанятость граждан, а с другой - кадровый дефицит. Это указывает на признаки "структурной" безработицы на региональном рынке труда.
В составе безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости области, преобладают мужчины - 55,6%, причем доля мужчин в общем количестве граждан, признанных безработными, увеличилась по сравнению с 2008 годом на 3,3%.
Высока доля инвалидов (7,2%), не имеющих профессионального образования (около 60%), имеющих длительный (более года) перерыв в работе (30,7%). Отмечается низкий уровень трудоустройства названных категорий граждан, ввиду нежелания работодателей принимать на работу граждан с ограничениями в трудоустройстве, без опыта работы и потерявших квалификацию, женщин, имеющих детей (приложение 5).
1.2.Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
Развитие рынка труда Магаданской области в период 2010 - 2012 годов будет определяться как показателями экономики, так и состоянием трудовых ресурсов, обусловленным негативными демографическими факторами.
Среднегодовая численность постоянного населения по уточненной оценке комитета экономики администрации Магаданской области в 2009 году составит 162,0 тыс. человек, а к 2012 году она сократится до 154,75 тыс. человек.
За счет увеличения к 2012 году коэффициента рождаемости до 11,8 человек на 1000 человек населения из-за вступления в детородный возраст женщин, родившихся в конце 80-х годов, когда наблюдался всплеск рождаемости, увеличится ожидаемая продолжительность жизни при рождении на 0,6 года и составит 64,3 года. Коэффициент смертности сохранится на уровне 2009 года - 13,2 человек на 1000 человек населения.
Прогноз до 2012 года[1] предполагает сохранение отрицательного сальдо миграции. Следствием миграционного оттока и старения населения является снижение численности трудовых ресурсов. По оценке 2009 года она останется на уровне предыдущего года - 118,7 тыс. человек и к 2012 году снизится на 2,4% (приложение 4).
Численность лиц занятых в экономике находится в прямой зависимости от численности трудовых ресурсов, поэтому в связи с продолжающимся оттоком за пределы области лиц трудоспособного возраста количественное снижение занятых в экономике в течение 2010-2012 годов предположительно составит около 1%. Сохранится тенденция ежегодного уменьшения численности экономически активного населения (на 0,3-0,6 в год).
В течение последних трех лет отмечалось снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения области. Темпы снижения численности безработных граждан увеличивались с каждым годом (в среднем за последние три года на 11,5%). В результате кризисных явлений в социально-экономической сфере в 2009 году произошло увеличение численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан, в среднегодовом исчислении, на 4,9%.
В 2010 численность безработных увеличится до 4,4 тысяч человек, в 2011-2012 годах численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, по оценке в среднегодовом исчислении составит 3,9 тыс. человек, а уровень зарегистрированной безработицы - 3,9% (приложение 3).
На регистрируемом рынке труда Магаданской области в ближайшие годы сохранится несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, между предлагаемыми рабочими местами и профессионально-квалификационным уровнем потенциальных работников, состоящих на учете в органах службы занятости, и как следствие, будет иметь место "структурная" безработица.
Величина спроса на рабочую силу в ближайшие три года будет формироваться в основном за счет потребности в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала (80 - 85% от совокупного спроса на рабочую силу). Спрос на рабочую силу составит в 2009 году (по оценке) 15,9 тыс. человек, уменьшится к 2012 году до 14,9 тыс. человек и окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы (приложение 3).
С предложением рабочей силы на рынок труда области будет выходить от 28,8 тыс. человек (в 2009 году) до 28,2 тыс. человек (в 2012 году), что превышает ожидаемый спрос в 1,8-1,9 раза. Избыточный потенциал рабочей силы, который в недостаточной мере вовлекается в производственные отношения ввиду ограниченной сферы приложения труда (из-за отсутствия производств для женского труда, низкой квалификации т.д.), приведет к сохранению высокого уровня безработицы.
Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда необходимо, прежде всего, рациональное использование местной рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности и качества, удовлетворение дополнительной потребности путем выборочного импорта квалифицированной рабочей силы, а также создание условий для вхождения на рынок труда молодого поколения.
1.3. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда
Анализ ситуации и прогноз в сфере занятости и рынка труда позволяет выделить следующие ключевые проблемы:
отмечается тенденция снижения занятых в экономике к общей численности населения области. Количественное снижение занятых в течение 2009-2012 годов предположительно составит около 1%. Так, если в 2009 году среднегодовая численность занятых в экономике составляла 94,5 тысяч человек (оценка), то в 2012 она уменьшится до 93,7 тысяч человек;
сохраняется отрицательное сальдо миграции, следствием чего является снижение численности трудовых ресурсов и экономически активного населения (2009 год - 118,7 и 101,3 тысяч человек, 2012 год – 115,8 и 100,2 тысяч человек соответственно);
на фоне снижения уровня общей и регистрируемой безработицы по сравнению с предыдущими годами (до 6,5% и 3,9% соответственно) сохраняется дифференциация уровня безработицы по районам области;
сохраняется тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом (в 1,9 раза). В экономике области создается и сохраняется рабочих мест меньше, чем востребовано трудовыми ресурсами;
отмечается низкое качество рабочей силы. Профессионально - квалификационный уровень безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, не соответствует требованиям, предъявляемым работодателями, что указывает на признаки "структурной" безработицы на региональном рынке труда. Так, в 2009 году 60% безработных граждан не имеют профессионального образования, 20,6% не имеют даже законченного среднего (полного) общего образования;
отсутствует единая государственная система профессиональной ориентации населения (подростки, молодежь, безработные граждане, инвалиды и другие категории), что является одной из причин дисбаланса между подготовкой кадров и реальной потребностью в них, и приводит к возрастанию социально-психологической напряженности человека в связи с его невостребованностью;
сохраняется низкая конкурентоспособность на рынке труда и, вследствие этого сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения, особо нуждающихся в социальной защите (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, несовершеннолетних граждан, инвалиды);
несмотря на некоторое снижение доли безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости более одного года (на 1%), сохраняются признаки "хронической" безработица (16,3%). Проводимые мероприятия по содействию занятости данной категории граждан показали, что основной контингент утратил мотивацию к труду, имеет ярко выраженные иждивенческие настроения и состоит на учете с целью получения различных социальных льгот как малоимущие.
Для создания условий развития эффективного цивилизованного регионального рынка труда необходим комплексный подход к воспроизводству, развитию и использованию трудовых ресурсов, объединение усилий заинтересованных учреждений, ведомств и работодателей, привлечение информационного потенциала общественных организаций и объединений. Решение поставленных задач программно-целевыми методами может стать частью государственной политики в области содействия занятости населения и защиты от безработицы, проводимой в интересах граждан, проживающих в Магаданской области.
II.Цели и задачи Программы
Целью Программы является: содействие продуктивной занятости населения для удовлетворения потребности экономики региона в трудовых ресурсах.