Недействующий

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 13 мая 2010 года N 51

Об утверждении областной программы "Содействие занятости населения Магаданской области на 2010 - 2010 годы"

{Фактически недействующий}

УТВЕРЖДЕНА
приказом УГСЗН администрации
Магаданской области
от ___ мая 2010 года N ___

Паспорт Программы

Наименование Программы

"Содействие занятости населения Магаданской области на 2010-2012 годы"

Основание для разработки программы

Закон Российской федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

 Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренная распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 года N 1193-р;

 Постановление администрации Магаданской области от 6 мая 2010 года N 235-па "Об уполномоченном органе по разработке, утверждению и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения"

Государственный заказчик Программы

Администрация Магаданской области

Разработчик Программы

Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области

Исполнители Программы

Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области
 Областные государственные учреждения центры занятости населения Магаданской области

Цель Программы

Содействие продуктивной занятости населения для удовлетворения потребности экономики региона в трудовых ресурсах

Задачи Программы

Для достижения цели Программа предусматривает следующие задачи:
 содействие гражданам, ищущим работу, в трудоустройстве, а работодателям в подборе необходимых работников;

 повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан с учетом потребности региона в квалифицированных кадрах;

 социальная поддержка безработных граждан;

 участие в регулировании трудовой миграции.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Основными социально-экономическими последствиями реализации Программы является создание условий для:
 снижения уровня общей безработицы с 6,7% в 2009 году до 6,5% в 2012 году (в среднегодовом исчислении);

 сдерживания уровня регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении в пределах 3,8-4,4%;

 поддержание коэффициента напряженности в среднегодовом исчислении на уроне не выше 3 человек на 1 вакансию;

 сохранения доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости, не ниже  40-41% ежегодно .

Объемы и источники финансирования Программы

Общая сумма затрат на реализацию Программы составит 620532,6 тыс. рублей.
 Источник финансирования - средства областного бюджета (поступившие из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление переданных полномочий в сфере содействия занятости населения).
 Распределение объема финансирования по годам:
 2010 год - 206844,2 тыс. рублей;

 2011 год - 206844,2 тыс. рублей;

 2012 год - 206844,2 тыс. рублей.

Сроки реализации Программы

2010-2012 годы

Система организации контроля за реализацией Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется управлением государственной службы занятости населения администрации Магаданской области

Индикаторы Программы

повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем трудоустройства 13,8 тыс. граждан на свободные рабочие места и вакантные должности;

 оказание государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Магаданской области 18,6 тыс. гражданам;

 проведение 84 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, включая районы Колымы;

 организация общественных работ для 1872 безработных граждан с выплатой материальной поддержки;

 организация временного трудоустройства 528 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с выплатой материальной поддержки;

 организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в количестве 78 человек с выплатой материальной поддержки;

 организация временного трудоустройства 1650 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время с выплатой материальной поддержки;

 организация самозанятости 66 безработных граждан;

 обеспечение участия в программах социальной адаптации "Клуб, ищущих работу", "Новый старт", "Деловая женщина", "Первый старт", "Мастерская поиска работы", "Техника самопрезентации" 750 безработных граждан;

 оказание государственной услуги по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке 3009 безработных граждан, состоящим на учете в органах службы занятости, с целью последующего их трудоустройства;

 повышение конкурентоспособности 22,8 тыс. человек путем оказания государственных услуг по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, а также по психологической поддержке безработных граждан;

 обеспечение социальной поддержки безработных граждан (пособия по безработице, материальная помощь, стипендии в период профессионального обучения безработных граждан, оформленные досрочные пенсии) в среднем 4,4 тыс. безработным гражданам ежегодно.

I.Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразность ее финансирования за счет средств областного бюджета

1.1.Анализ ситуации на рынке труда

Анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в Магаданской области в 2009 году, позволяет отметить позитивный характер перемен в социальной сфере.

Денежные доходы на душу населения за январь-ноябрь 2009 года возросли на 25,9%, а реальные располагаемые денежные доходы на 4,9 %. Соотношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума составило 2,6.

С начала 2009 года просроченная задолженность по заработной плате перед работниками снизилась на 36 млн. рублей и по состоянию на 21 декабря 2009 года составила 57,5 млн. рублей. Задолженность по заработной плате из бюджетов всех уровней отсутствует.

Большинство макроэкономических показателей в 2009 году имели положительную динамику. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области в январе-ноябре 2009 года индекс промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 106,2 %, в том числе по добыче полезных ископаемых - 104,5%, производству и распределению электроэнергии и воды – 101,8%, в обрабатывающих производствах – 127,9%, по виду деятельности "рыболовство" - 126,1%. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 105,5%. Увеличились в сопоставимых ценах на 1,5% инвестиции в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы области (по крупным и средним организациям) и составили 6519,3 млн. рублей.

Объем платных услуг населению составил 100,9%, оборот розничной торговли - 98,3%.

По сравнению с декабрем 2008 года снизилась просроченная кредиторская задолженность. В 1,7 раза улучшился финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий.

По оценке комитета экономики ВРП за 2009 год составит 49,5 млрд. рублей.

Население Магаданской области составляет 0,1% в общей численности населения Российской Федерации и 2,6% в численности населения Дальневосточного федерального округа. Плотность населения - 0,4 человека на 1 кв. километр.

Численность постоянного населения Магаданской области по состоянию на 1 января 2009 года составила 163,0 тыс. человек и снизилась за год на 2,8 тыс. человек или на 1,7%. Устойчивая тенденция сокращения населения характерна для всех районов Магаданской области.

Соотношение численности городского и сельского населения области составляет 95,3% и 4,7%, что характеризует область как высокоурбанизированный регион.

Основной причиной снижения численности населения Магаданской области является миграционный отток. Самыми неблагополучными по миграции годами были 1992 и 1994, когда миграционный отток составил 14,8% и 8,2%, соответственно, от численности населения. Миграционный отток стабилизировался с 1996 года на уровне 2% в год, что объясняется, во-первых, относительным улучшением социально-экономического положения, во-вторых, тем, что значительная часть трудоспособного населения, обладающего возможностями выезда и обустройства в центральных районах страны, уже покинула Север.

В течение 11 месяцев 2009 года из других регионов России и зарубежных стран в область прибыло 2943 человека, число выбывших за её пределы составило 4408 человек. Несмотря на снижение (на 33,9%), сальдо миграции, по-прежнему, сохраняет свое отрицательное значение (минус 1465 чел.). На долю международных мигрантов, в основном со странами СНГ и Балтии, приходится 12,7 % прибывших и 2,4% выбывших (в аналогичном периоде прошлого года - 10,9 % прибывших и 2,6 % выбывших).

В общем объеме миграции доля внутрирегиональных перемещений составила 35,8% (в 2008 году-38,6%), межрегиональная миграция - 57,6% (в 2008 году – 55,7%), международная миграция – 6,5% (в 2008 году – 5,7%).

В миграционном обмене с регионами Российской Федерации сложилось отрицательное сальдо миграции - "минус" 1735 человек. Среди выбывающих за пределы области наибольшей популярностью, как и прежде, пользуются территории Центрального (Белгородская и Московская области) и Южного (Краснодарский край) федеральных округов.

Миграционные потери сопровождаются естественной убылью населения, несмотря на ее снижение с "минус" 2,8 промилле в 2008 году до "минус" 1,0 промилле в 2009 году.

Как следствие сохранения миграционного оттока и естественной убыли населения отмечается снижение экономически активного населения. По результатам обследования населения по проблемам занятости в отчетном 2009 году численность экономически активного населения уменьшилась на 2,5% и составила 101,3 тыс. человек (приложение 4).

По-прежнему, за пределы области выезжают преимущественно лица трудоспособного возраста, это, в свою очередь, приводит к снижению числа занятых граждан. Так, в 2009 году число занятых экономической деятельностью составило 94,5 тыс. человек против 96,0 тыс. человек в 2008 году (на 1,6% меньше). Наибольшее снижение занятых отмечалось по таким видам экономической деятельности как "гостиницы и рестораны" (на 23%), "транспорт и связь" (на 8%), "обрабатывающие производства" и "образование" (на 2-3%).

Снижение численности занятых экономической деятельностью сопровождалось уменьшением уровня безработицы на общем (с 7,3% в 2008 году до 6,7% в 2009 году в среднегодовом исчислении), и незначительным ростом на регистрируемом рынке труда (с 3,4% до 3,63% соответственно).

Общая численность безработных в 2009 году составила 6,8 тыс. человек, что в 1,1 раза меньше, чем в 2008 году (7,6 тыс. чел). Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла по сравнению с 2008 годом на 4,9% и составила 3757 человек (в 2008 году - 3583чел.).

Анализ показателей регистрируемого рынка труда Магаданской области в 2009 году показывает, что кризисные явления в определенной мере повлияли на сферу занятости и рынок труда. Увеличилось число обращений в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы. Так, если с 2006 года отмечалась тенденция снижения данного показателя, то в 2009 году число граждан, обратившихся в центры занятости населения, увеличилось на 30,3% и составило 11,6 тысяч человек. Среди обратившихся 57% - ранее работали по профессии рабочего; 8,2% - уволившиеся в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников.

По состоянию на 1 января 2010 года численность граждан, состоящих на учете в органах службы занятости в качестве безработных, составила 3877 человек, уровень безработицы - 3,84%, (в 2008 г.- 3,43%, в 2007 - 4,32%).

Сохраняются существенные различия между районами области по состоянию регистрируемых рынков труда. Высокий уровень безработицы отмечался в Ольском районе, ориентированном на сельскохозяйственное производство - 14,02%. Основными причинами высокого уровня безработицы в данных районах являются: кризисные явления в экономике, ориентированной на сельскохозяйственное производство; высокий удельный вес населения из числа коренных малочисленных народов Севера и не развитость традиционных форм деятельности (охота, оленеводство и т.д.).

Самый низкий уровень безработицы сложился в г. Магадане - 1,66% и Омсукчанском районе - 2,27 %, и обусловлен статусом областного центра г. Магадана, обеспечивающим высокую концентрацию различных ведомственных структур, органов управления и т.д., а также высокой долей в производстве добывающих предприятий, в экономике которых произошли позитивные изменения.

Позитивным фактором прошедшего года является увеличение на 33,5% числа заявленных в органы службы занятости вакансий, которое привело к снижению напряженности на рынке труда с 4,0 незанятых граждан на 1 вакансию в начале 2009 года до 2,6 по состоянию на конец года. Наиболее высокий коэффициент напряженности наблюдался в Ягоднинском районе, где на одну вакансию претендовало 69 человек, самый низкий 0,3 человек - в Омсукчанском районе и г. Магадане - 1,2 человек.

Средняя продолжительность безработицы составила 4,87 месяца, снизившись по сравнению с 2008 годом на 0,65 месяца.

Ситуация на рынке труда области характеризуется несоответствием вакансий, предоставляемых работодателями, образовательному и квалификационному уровню тех, кто состоит на учете в органах службы занятости. Около 70% от общего числа вакансий, заявленных работодателями, составляют специалисты и рабочие, требующие профессиональной подготовки. Вместе с тем 60% безработных граждан не имеют профессионального образования. Диспропорция спроса и предложения рабочей силы порождает, с одной стороны, вынужденную незанятость граждан, а с другой - кадровый дефицит. Это указывает на признаки "структурной" безработицы на региональном рынке труда.

В составе безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости области, преобладают мужчины - 55,6%, причем доля мужчин в общем количестве граждан, признанных безработными, увеличилась по сравнению с 2008 годом на 3,3%.

Высока доля инвалидов (7,2%), не имеющих профессионального образования (около 60%), имеющих длительный (более года) перерыв в работе (30,7%). Отмечается низкий уровень трудоустройства названных категорий граждан, ввиду нежелания работодателей принимать на работу граждан с ограничениями в трудоустройстве, без опыта работы и потерявших квалификацию, женщин, имеющих детей (приложение 5).

1.2.Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда

Развитие рынка труда Магаданской области в период 2010 - 2012 годов будет определяться как показателями экономики, так и состоянием трудовых ресурсов, обусловленным негативными демографическими факторами.

Среднегодовая численность постоянного населения по уточненной оценке комитета экономики администрации Магаданской области в 2009 году составит 162,0 тыс. человек, а к 2012 году она сократится до 154,75 тыс. человек.

За счет увеличения к 2012 году коэффициента рождаемости до 11,8 человек на 1000 человек населения из-за вступления в детородный возраст женщин, родившихся в конце 80-х годов, когда наблюдался всплеск рождаемости, увеличится ожидаемая продолжительность жизни при рождении на 0,6 года и составит 64,3 года. Коэффициент смертности сохранится на уровне 2009 года - 13,2 человек на 1000 человек населения.

Прогноз до 2012 года[1] предполагает сохранение отрицательного сальдо миграции. Следствием миграционного оттока и старения населения является снижение численности трудовых ресурсов. По оценке 2009 года она останется на уровне предыдущего года - 118,7 тыс. человек и к 2012 году снизится на 2,4% (приложение 4).

Численность лиц занятых в экономике находится в прямой зависимости от численности трудовых ресурсов, поэтому в связи с продолжающимся оттоком за пределы области лиц трудоспособного возраста количественное снижение занятых в экономике в течение 2010-2012 годов предположительно составит около 1%. Сохранится тенденция ежегодного уменьшения численности экономически активного населения (на 0,3-0,6 в год).

В течение последних трех лет отмечалось снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения области. Темпы снижения численности безработных граждан увеличивались с каждым годом (в среднем за последние три года на 11,5%). В результате кризисных явлений в социально-экономической сфере в 2009 году произошло увеличение численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан, в среднегодовом исчислении, на 4,9%.

В 2010 численность безработных увеличится до 4,4 тысяч человек, в 2011-2012 годах численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, по оценке в среднегодовом исчислении составит 3,9 тыс. человек, а уровень зарегистрированной безработицы - 3,9% (приложение 3).

На регистрируемом рынке труда Магаданской области в ближайшие годы сохранится несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, между предлагаемыми рабочими местами и профессионально-квалификационным уровнем потенциальных работников, состоящих на учете в органах службы занятости, и как следствие, будет иметь место "структурная" безработица.

Величина спроса на рабочую силу в ближайшие три года будет формироваться в основном за счет потребности в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала (80 - 85% от совокупного спроса на рабочую силу). Спрос на рабочую силу составит в 2009 году (по оценке) 15,9 тыс. человек, уменьшится к 2012 году до 14,9 тыс. человек и окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы (приложение 3).

С предложением рабочей силы на рынок труда области будет выходить от 28,8 тыс. человек (в 2009 году) до 28,2 тыс. человек (в 2012 году), что превышает ожидаемый спрос в 1,8-1,9 раза. Избыточный потенциал рабочей силы, который в недостаточной мере вовлекается в производственные отношения ввиду ограниченной сферы приложения труда (из-за отсутствия производств для женского труда, низкой квалификации т.д.), приведет к сохранению высокого уровня безработицы.

Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда необходимо, прежде всего, рациональное использование местной рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности и качества, удовлетворение дополнительной потребности путем выборочного импорта квалифицированной рабочей силы, а также создание условий для вхождения на рынок труда молодого поколения.

1.3. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда

Анализ ситуации и прогноз в сфере занятости и рынка труда позволяет выделить следующие ключевые проблемы:

отмечается тенденция снижения занятых в экономике к общей численности населения области. Количественное снижение занятых в течение 2009-2012 годов предположительно составит около 1%. Так, если в 2009 году среднегодовая численность занятых в экономике составляла 94,5 тысяч человек (оценка), то в 2012 она уменьшится до 93,7 тысяч человек;

сохраняется отрицательное сальдо миграции, следствием чего является снижение численности трудовых ресурсов и экономически активного населения (2009 год - 118,7 и 101,3 тысяч человек, 2012 год – 115,8 и 100,2 тысяч человек соответственно);

на фоне снижения уровня общей и регистрируемой безработицы по сравнению с предыдущими годами (до 6,5% и 3,9% соответственно) сохраняется дифференциация уровня безработицы по районам области;

сохраняется тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом (в 1,9 раза). В экономике области создается и сохраняется рабочих мест меньше, чем востребовано трудовыми ресурсами;

отмечается низкое качество рабочей силы. Профессионально - квалификационный уровень безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, не соответствует требованиям, предъявляемым работодателями, что указывает на признаки "структурной" безработицы на региональном рынке труда. Так, в 2009 году 60% безработных граждан не имеют профессионального образования, 20,6% не имеют даже законченного среднего (полного) общего образования;

отсутствует единая государственная система профессиональной ориентации населения (подростки, молодежь, безработные граждане, инвалиды и другие категории), что является одной из причин дисбаланса между подготовкой кадров и реальной потребностью в них, и приводит к возрастанию социально-психологической напряженности человека в связи с его невостребованностью;

сохраняется низкая конкурентоспособность на рынке труда и, вследствие этого сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения, особо нуждающихся в социальной защите (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, несовершеннолетних граждан, инвалиды);

несмотря на некоторое снижение доли безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости более одного года (на 1%), сохраняются признаки "хронической" безработица (16,3%). Проводимые мероприятия по содействию занятости данной категории граждан показали, что основной контингент утратил мотивацию к труду, имеет ярко выраженные иждивенческие настроения и состоит на учете с целью получения различных социальных льгот как малоимущие.

Для создания условий развития эффективного цивилизованного регионального рынка труда необходим комплексный подход к воспроизводству, развитию и использованию трудовых ресурсов, объединение усилий заинтересованных учреждений, ведомств и работодателей, привлечение информационного потенциала общественных организаций и объединений. Решение поставленных задач программно-целевыми методами может стать частью государственной политики в области содействия занятости населения и защиты от безработицы, проводимой в интересах граждан, проживающих в Магаданской области.

II.Цели и задачи Программы

Целью Программы является: содействие продуктивной занятости населения для удовлетворения потребности экономики региона в трудовых ресурсах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»